О книге: Народ на войне (Федорченко Софья Захаровна); Лениздат, 2014

1860 р.

  • Издатель: Лениздат
  • ISBN: 978-5-4453-0294-0
  • Книги: Художественная публицистика
  • ID:1724029
Где купить

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ИздательЛениздат
Год издания2014
СерияУлица Чехова
РазделСовременная русская проза
ISBN978-5-4453-0294-0
Возрастное ограничение16+
Количество страниц448
Формат210.00mm x 147.00mm x 23.00mm
Вес0.48кг
Кол-во страниц448
Страниц448
Переплёттвердый
Размеры21,50 см × 14,50 см × 2,50 см
ТематикаХудожественная публицистика
Тираж2000
ПереплетТвердый переплет


Где купить (1)

Цена от 1860 р. до 1860 р. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Яндекс.Маркет
5/5
1860 р.
Кэшбэк до 3.8%
Промокоды на скидку

Наличие уточняйте
09.05.2025
Avito доставка позволит получить любой товар, не выходя из дома

История цены

МагазинПоследняя известная ценаОбновлено
Лабиринт
1753 р.
17.12.2023
Буквоед
349 р.
30.08.2023
ЛитРес
49 р.
book24
349 р.
25.07.2024
OZON
559 р.
24.06.2024
Читай-город
349 р.
25.07.2024

Описание

Как только не называли эту книгу критики двадцатых годов: "разительным художественным документом эпохи", "подлинной правдой о войне, о русском народе", "энциклопедией народной души". Популярный в то время журналист И. Василевский (He-Буква) писал, что "ни историк, ни социолог, ни беллетрист, ни политик не имеют права не знать этой книги".

Аналогов "Народа на войне" Софьи Федорченко (1880-1959) в истории русской литературы нет. До сих пор в кругу специалистов не утихают споры о том, что представляет собой эта книга - документальную запись, основанную на живых свидетельствах десятков сотен людей, или художественное обобщение автора. Софья Федорченко в разное время давала разноречивые комментарии к своему труду, чем лишь увеличивала замешательство литературоведов.

Перед вами - полное издание "Народа на войне". Первая часть книги в форме коротких высказываний русских солдат о Первой мировой войне вышла в 1917 году. Через восемь лет появилась вторая часть, охватившая период "керенщины". Третья часть - о Гражданской войне - долгое время была известна только в отрывках по журнальным публикациям 1927 года и лишь в 1983-м была напечатана целиком в томе "Литературного наследства". В составе всех трех частей "Народ на войне" издавался единственный раз в 1990 году.

Смотри также о книге.

Отзывы (2)


  • 4/5

    РекомендуюРабота эта выделяется даже в предсказуемом потоке литературы, вызванном столетием Первой мировой войны. Её центральная тема – человек на войне – близка и интересна гораздо более широкому кругу читателей, нежели стратегические очерки, академические монографии и сборники, справочники, философские и псевдофилософские рассуждения. Более того, человек на такой войне, которая, по словам автора, незаслуженно забытой писательницы, «была, как огромная давильня, пресс огромный, что ли», показан через особый жанр: то ли этнографические заметки, то ли репортаж из гущи сражающейся армии, отступающей, наступающей, снова отступающей; то ли стилизация «по мотивам» – в любом случае, прямо или косвенно – оттуда, где живёт и действует обыкновенный солдат, с его повседневными заботами, радостями, чаяниями, страхами, даже суевериями.

  • 5/5

    В конце 1980-х – 1990-е гг. выходило много интересных книг, забытых за предыдущие годы. Какие-то из них впоследствии переиздавались, какие-то вновь ушли в литературное небытие. И если некоторые из этих публикаций были забыты вполне справедливо, то книга Софьи Федорченко оказалась задвинута на заднюю полку совсем незаслуженно.
    Впервые изданная в полном объеме в 1990 г., эта трилогия (Первая мировая – Революция – Гражданская война) достойна того, чтобы быть прочитанной и как произведение фольклорное («народ о войне»), и как образец беллетристики самого высокого класса («писатель о войне»). Скорее всего, как сплав того и другого (дело в том, что точно неизвестно, что именно в этом произведении принадлежит самой С.Федорченко, а что действительно было записано ею за многочисленными анонимными солдатами и гражданскими).
    Современники очень высоко оценивали вышедшее из-под пера Федорченко. Напр., Вересаев говорил, что это из «лучшего, что написано о войне». Записанное Федорченко стало восприниматься как образец подлинно народного творчества и цитировалось без всяких ссылок. Скажем, читателям трилогии Ал. Толстого «Хождение по мукам», возможно, неведомо, что эпиграф к роману «Восемнадцатый год» — «В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено. Чище мы чистого» — заимствован именно из книги Софьи Федорченко, из третьей ее части. Толстой не указал ни автора, ни книги, откуда он его взял.
    Книга С.Федорченко – это многоголосый хор, рассказывающий, кто подчеркнуто бесстрастно, кто не скрывая слез, кто со смехом, о том, чему они были свидетелями. Мы не видим их лиц (и никогда не увидим), не знаем жизненных обстоятельств, но они все равно с нами и никогда уже не исчезнут, продолжая рассказывать каждому новому поколению о случившемся с Россией. Это и настоящий документ, и мастерское произведение искусства, достойное внимания всякого неравнодушного к своей истории человека.
    С.Федорченко написала еще довольно много книг – и для взрослых, и для детей. В Литературе же она навсегда останется писателем, кто одним из первых вывел народ на первый план не как героя, а как автора, дав ему возможность высказаться от первого имени.
    Послушайте эти голоса.
    «А, как выскочил я (из окопа) — направо Алешка, налево Петренко. Кричим, бежим, упали... Зарываюсь, так быстренько стараюсь, а кругом пуля визжит... Вскочили, бежим. Алешка бежит, а Петренки нету... Думаю: «Как его убили, так и меня убьют
    как его убили, так и меня убьют»... И чего это такая думка пришла, не знаю, а все думаю одно это... Добежал и сильно работал штыком, лиц просто не видел... Невредим вернулся... Глотка до того охрипла, три дни хрипел, с крику сорвал. В глазах туман белый, только скрозь него все и виделось, тоже дня три... А Петренку убили...»
    «Я сам свою семью и отправлял, думал — счастье найдется. Жене своей, как прощались, говорил: «Разыщемся, не горошинки, вместе будем троих своих детей, Васю, Настю и Марусеньку, в люди выращивать, как войну кончим». Сам их в теплушку устраивал, уютил их. Тут враг, тут взорвали поезд. Нашел я потом один посталочек кожаный, будто Марусенькин, завязочка синяя. А может, и не Марусенькин, много там деток было.»
    «Иду лесом, слышу ребячьи голоса. Гляжу: мальчик и девочка, вместе им годков восемь будет, за бугром приникли, роются в снегу чего-то. Я к ним, они носами в сугроб, затылки руками накрыли, молчат. Я хоть и не учитель и не мамка, а детей не обижаю. Только моя какая ласка? Огладил их все же кой-как, спрашиваю. «Отец,— говорят,— наш в этом сугробе убитый лежит. Повесили,— говорят,— его немцы, а он потом от ветру сорвался, потом на него этот сугроб намело. Нам же похоронить его хочется». Раскопал я им отцовский сугроб — ничегошеньки! Стоят ребята как зашибленные, глазам не верят. «Это,— я им говорю,— вот как вышло: верно, отец ваш не умер, а притворился. Полежал, полежал, встал и пошел. Идем-ка и вы, я вас из лесу выведу». Обрадовались, пошли со мной, за обе руки держатся, чисто как мои, бывало. Может, и правду им сказал, на счастье. Вышли мы из лесу, они свою деревнюшку увидали и туда. Кричат: «Прощай, дяденька!»
    «Лежит он наг, только на нем и осталось, что на груди икона да через лоб венчик. Одежду же всю его забрал кто-то. Ахнули мы, потом смотрим — в головах у него записка положена. «Идем мы,— написано,— живые, по острому морозу совсем почти голые. Мертвому же одежда ни к чему. Простите, христа ради. Мы же ему еще в головах и денежку положили, как положено, — на гроб да на саван». Денежка, точно, лежала.»
    Как много писателей, как мало читателей…



Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: Современная отечественная проза - издательство "Лениздат"

Книги: Современная отечественная проза

Категория 1488 р. - 2232 р.

закладки (0) сравнение (0)

23 ms