О книге: Евхаристическая экклезиология сегодня. Восприятие, воплощение, развитие; Свято-Филаретовский институт, 2018
от 779 р. до 869 р.
- Издатель: Свято-Филаретовский институт
- ISBN: 978-5-89100-192-3
- Книги: Общие вопросы православия
- ID:3314091
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Переплет | Мягкий переплёт |
Издатель | Свято-Филаретовский институт |
Год издания | 2018 |
Возрастные ограничения | 12 |
Кол-во страниц | 384 |
Страниц | 384 |
Переплёт | мягкий |
ISBN | 978-5-89100-192-3 |
Размеры | 60x90/16 |
Формат | 144x210мм |
Автор(ы) | Мозгов К. |
Тематика | Общие вопросы теологии |
Тираж | 4000 |
Обложка | мягкая обложка |
Язык издания | rus |
Раздел | Религиоведение |
Количество страниц | 384 |
Вес | 0.48кг |
Где купить (2)
Цена от 779 р. до 869 р. в 2 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Лабиринт | 725 р. | 22.10.2024 |
Читай-город | 869 р. | 14.11.2024 |
МАЙШОП | 440 р. | 23.06.2024 |
Описание
Евхаристическая экклезиология протопр. Николая Афанасьева за время обращения в плоскости богословской и церковно-практической собрала широкое разнообразие отзывов, успела подвергнуться критике с разных сторон, а также претерпела варианты модификаций. При этом странным образом, будучи концепцией, которую можно воспринимать как корневую, дающую различные ответвления, афанасьевская экклезиология мало представлена в развернутых аналитических изложениях, а систематической рефлексии почти не подвергалась.
Так, единственной работой, обобщающей евхаристическую экклезиологию, остается к сегодняшнему дню книга Петера Планка. На русском языке подобных трудов практически нет, не считая всевозможных предисловий к изданиям трудов о. Николая. Этот факт выглядит очень странным если учесть что само выражение "евхаристическая экклезиология" приобрело признаки хрестоматийности и всякая дискуссия так или иначе ее затрагивающая должна была бы исходить из хорошо установленной и обобщенной суммы представлений. Настоящая статья призвана заполнить эту лакуну хотя бы частично.
При этом под систематизацией мы подразумеваем не только и не столько часто камуфлируемый под это слово пересказ сколько действительно аналитическое обобщение результатов и последствий появления экклезиологической теории о. Николая. Мотивы и намерения о. Николая как правило больших разногласий в их трактовке не вызывают. Очевидно что он предпринял дерзновенную попытку концептуально развернуть нормативное представление о Церкви во время когда с одной стороны была ясно осознана крайняя недостаточность богословской разработанности вопроса а с другой - это осознание происходило на фоне крушения в силу известных исторических обстоятельств клерикально-канонического толкования природы Церкви:
Церковь не есть лишь только священноначалие а суть церковной жизни не покрывается каноническим правом. Не выйти за эти представления означает законсервировать очевидный кризис чем лишить положительной перспективы и церковное сознание3 и церковное бытие. "Подлинное существо Церкви не имеет прежней возможности - утверждает о. Николай - проявляться в современных исторических условиях... Очередная задача которую ставит наше время заключается в том, чтобы отделить в нашей церковной жизни отжившие эмпирические факторы от церковных а тем самым открыть жизнь Церкви воздействию новых эмпирических факторов и возродить исторический момент в Церкви". Обратимся теперь непосредственно к понятию "евхаристическое собрание".
Очевидно, что для о. Николая принципиальным моментом будет не замена в качестве главного церковного таинства хиротонии на евхаристию, как многим до сих пор кажется. Дело и не в том, чтобы наделить всякую евхаристию основополагающим признаком церковности, а сообщество, ее со- вершающее, - первичной ячейкой церковной структуры. Мы полагаем, что главная цель о. Николая состояла в ответе на вопрос: "Что делает Церковь Церковью?" То есть что она собою представляет как осуществление события Пятидесятницы в истории, и каким именно образом она являет себя в этом смысле, единственно приемлемом для понимания самой природы Церкви? Иначе, какие условия должны выполняться для действенности тезиса Анри де Любака - "Евхаристия творит Церковь".
Самое часто встречаемое в трудах о. Николая указание в этой связи - отсылка к словам Деяний, повторенных сщмч. Игнатием Антиохийским: epi to auto - всегда (собранные) "на одно и то же". Содержание, скрывающееся за этим неопределенным оборотом, и есть суть Церкви - собранности особого качества. Это новая теофания - явленность Духа Святого, новое качество жизни, поставляющего в ее центр Христа Воскресшего, через действие Духа Присутствующего посреди собранных во имя Его и Грядущего в таинственной эсхатологической перспективе, где в явлении Небесного Иерусалима Бог будет "все во всем".
Евхаристическое собрание есть, по мысли о. Николая, Церковь par excellence только потому, что оно представляет собой актуализацию этой харизматической и эсхатологической реальности. Только в этом смысле следует понимать его хрестоматийную констатацию: "Состоять в Церкви означало участвовать в ее Евхаристическом собрании.
Смотри также о книге.
Отзывы (0)
Добавить отзыв
Книги: Общие вопросы православия - издательство "Свято-Филаретовский институт"
Книги: Общие вопросы православия
Категория 623 р. - 934 р.