О книге: Новому человеку — новая смерть? Похоронная культура раннего СССР; Новое литературное обозрение, 2022

Где купить

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ИздательНовое литературное обозрение
ПереплетТвердая бумажная
Год издания2022
Возрастные ограничения18
Кол-во страниц456
СерияStudia religiosa
Формат21.9 x 14.8 x 3
АвторыСоколова А.
ПереплётТвёрдый
Год публикации2022
ЯзыкРусский
Количество страниц456
Вес544
ИздательствоНовое литературное обозрение
Жанрискусствоведение; культурология
Возрастное ограничение18+
Количество книг1
Тип обложкитвердая
АвторСоколова Александра Александровна
ISBN978-5-4448-1723-0
Размеры60x90/16
Обложкатвердый переплёт
Язык изданияrus
РазделКультурология. Искусствоведение


Где купить

Последняя известная цена от 742 р. до 1700 р. в 8 магазинах

В данный момент у нас нет информации о наличии данного товара в магазинах.
Вы можете поискать его на других площадках:

МагазинЦенаНаличие
Avito доставка позволит получить любой товар, не выходя из дома

История цены

МагазинПоследняя известная ценаОбновлено
Лабиринт
1184 р.
21.11.2024
book24
1105 р.
19.11.2022
Буквоед
1109 р.
20.11.2022
Подписные издания
1033 р.
06.02.2023
Мегамаркет
1700 р.
24.12.2024
Яндекс.Маркет
1151 р.
24.06.2024
МАЙШОП
742 р.
21.05.2024
OZON
1025 р.
24.06.2024

Описание

История СССР часто измеряется десятками и сотнями миллионов трагических и насильственных смертей — от голода, репрессий, войн, а также катастрофических издержек социальной и экономической политики советской власти. Но огромное число жертв советского эксперимента окружала еще более необъятная смерть: речь о миллионах и миллионах людей, умерших от старости, болезней и несчастных случаев. Книга историка и антрополога Анны Соколовой представляет собой анализ государственной политики в отношении смерти и погребения, а также причудливых метаморфоз похоронной культуры в крупных городах СССР. Эта тема долгое время оставалась в тени исследований о политических репрессиях и войнах, а также работ по традиционной деревенской похоронной культуре. Если эти аспекты советской мортальности исследованы неплохо, то вопрос о том, что представляли собой в материальном и символическом измерениях смерть и похороны рядового советского горожанина, изучен мало. Между тем он очень важен для понимания того, кем был (или должен был стать) «новый советский человек», провозглашенный революцией. Анализ трансформаций в сфере похоронной культуры проливает свет и на другой вопрос: был ли опыт радикального реформирования общества в СССР абсолютно уникальным или же, несмотря на весь свой радикализм, он был частью масштабного модернизационного перехода к индустриальным обществам? Анна Соколова — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, преподаватель программы «История советской цивилизации» МВШСЭН.

Новому человеку — новая смерть? Похоронная культура раннего СССР - фото №1

Новому человеку — новая смерть? Похоронная культура раннего СССР - фото №2

Новому человеку — новая смерть? Похоронная культура раннего СССР - фото №3

Новому человеку — новая смерть? Похоронная культура раннего СССР - фото №4

Смотри также о книге.

Отзывы (3)


  • 4/5

    Небольшая советская частушка образца 1925 г.:
    Зарывали, хоронили,
    И никто не плакал,
    Потому что хоронили
    По-советски, с флагами.
    Анна Соколова, автор этого обстоятельного исследования, где можно найти не только такие любопытные произведения раннесоветского фольклора, занималась данной темой почти 10 лет, о чем пишет с небольшой иронией (не все, даже коллеги, понимали ее интерес к похоронам) и проработала большое количество архивных материалов. Последнее – одно из первостепенных достоинств данного исследования.
    Текст состоит из пяти глав, введения и эпилога, а также приложения на 25 стр. из разных документов. Во введении (объемом в 60 стр.) говорится об устоявшихся погребальных обычаях в Европе и России к началу 20 в., а также сообщается много интересного о похоронном деле в России на рубеже 19–20 вв.
    Последующие главы отведены, собственно, под советские идеи и практики, как теперь говорят. Автор исходит из следующего утверждения: «для нового человека в том новом мире, что строился после революции, место для смерти было вообще не предусмотрено» (с. 59). Планы новых советских городов, населенных здоровыми людьми (все их болезни будут побеждены правильной системой здравоохранения), кладбищ не предусматривалось. «Новой практикой обращения с мертвыми телами становится очищающая кремация, которая превращает неуместный труп в два килограмма стерильно белой пудры» (там же). К тому же, в атеистическом обществе не нужны и похоронные обряды
    А. Соколова подробно описывает, как воплощались в жизнь эти идеи. Буквально с первых же месяцев после революции идет массовое варварское разрушение и даже уничтожение старых кладбищ. Где-то они идут под пастбища, где-то разбираются ограды и надгробия (камень и железо идут на другие нужды, дерево – на растопку), все годные для жилья постройки заселяются разнообразной публикой (включая детские дома).
    Особое место занимает в книге (и истории) похоронный кризис 1918–20 гг., когда хоронить резко выросшее число покойников было негде и некому. Напр., в Новосибирске, по советским данным, к концу Гражданской войны скопилось 62 тыс. неубранных и неопознанных трупов. Их, не имея иного выхода из положения, а также беспокоясь о возможной эпидемии, стали сжигать в печах кирпичного завода. Это было не просто новинкой, но и категорическим отходом от многовековой традиции – в империи была запрещена кремация, только трупоположение.
    С началом нэпа похоронное дело получило новый, более системный подход. Был разработан проект Крематориум-храма (не получилось), а первый действующий крематорий открыли в Питере, в здании бань, но он оказался неэффективным и был закрыт. Продвигать идею кремации бесплатно стало накладно, большевики начали считать деньги (похоронное дело было возложено на небогатые местные советы). Как результат, был введен классовый принцип оплаты погребения, не исключавший и отпевания.
    Несмотря на весь «безбожный раж» 1920-х гг., от антирелигиозной составляющей власти постепенно уходят. Автор утверждает, что первый крематорий, где было специальное помещение для отпевания, располагавшийся на территории Донского монастыря, был построен не в качестве инструмента борьбы с религией, а потому, что находился рядом с рабочими кварталами на Шаболовке.
    1930-е гг. были заняты другим, планы массового строительства крематориев уходят даже не на второй план. А после войны, когда стало известно об активном использовании кремационных печей в нацистских концлагерях, довоенные кремационные проекты стало вообще невостребованными, а публичная дискуссия на эту тему представлялась неуместной. Новые крематории в крупнейших городах страны – Москве, Ленинграде, Киве, Минске – начинают открывать только в 1970-80-е гг., и это уже другая история…
    Хорошо оформленная работа (твердый переплет, пухлая офсетная бумага, много редких иллюстраций в тексте разного качества). Тираж 1000 экз. Есть список литературы и источников, именной указатель.
    Материал хорошо систематизирован. Тема, конечно, на фоне общих преобразований большевиков маргинальна, но всё равно любопытна и показательна. Уверенно рекомендую всем интересующимся историей нашей страны в первой четверти 20 в.
    © Как много писателей, как мало читателей…

  • 5/5

    Масштабное исследование раннесоветской похоронной культуры. Читается легко и интересно, для простого интересующегося человека, позволяет по-новому взглянуть на советское общество.
    У книги приятная белая бумага, комфортный шрифт, есть иллюстрации из личного архива автора, много ссылок на источники.



Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: Культурология. Искусствоведение - издательство "Новое литературное обозрение"

Категория 593 р. - 890 р.

Книги: Культурология. Искусствоведение

Категория 593 р. - 890 р.

закладки (0) сравнение (0)

11 ms