Отзывы на книгу: Уран (Ольга Погодина-Кузмина); Флюид, 2019
- Издатель: Флюид
- ISBN: 978-5-906827-77-7
- Книги: Современная отечественная проза
- ID:3888190
Отзывы (20)
- Ксения — 9 Июня 2023
Любопытный шпионско-детективный триллер. Основные события книги происходят весной и осенью 1953 года на строительстве секретного комбината по обогащению урана в эстонском городе Силламяэ , где происходит череда зловещих убийств , возможно , на комбинате действует иностранный шпион. Получился увлекательный триллер , с увлекательным сюжетом , с динамичной детективной интригой . Читать интересно , хотя автору не удалось избежать стереотипов.
- Анонимно — 23 Апреля 2023
Очень интересная книга. В военное время стоит обращаться к подобной литературе чтобы попытаться усвоить невыученные уроки истории, лучше понять текущие события
- irinetz1 . — 9 Мая 2022
Книга очень сильная и хорошо передает описанное время. О ядерном производстве там упоминается вскользь и только пару раз, но это и не есть цель данного произведения. Просто в описании ошиблись. Формирование человеческой сущности в нечеловеческих условиях выживания является основным моментом в этой книге.
- Kse — 8 Мая 2022
Не знала, стоит ли слушать, ведь отзывы на книгу в разных источниках противоречивые. Где-то даже было написано что-то вроде: «Книгу не читала и читать не буду».., или: « Автор сам не определился, на чьей он стороне, кого поддерживает и кто прав».
Прослушав книгу, скажу точно, что оно того стоило! Мне очень понравилось. Люблю, когда автор (и считаю, что это правильно!) не даëт готовых ответов на вопросы, а заставляет читателя думать, размышлять и позволяет каждому делать выбор, на чьей он стороне, кого может понять и оправдать, исходя из его личного мироощущения, наполненности и опыта. Если говорить о сюжете, то поначалу не совсем понятно, как именно разрозненные истории героев и описываемые события переплетаются между собой - Maria Isaeva — 19 Апреля 2022
Книга заставляет подумать о прошлом и настоящем. Какие ценности были у людей. И к чему они приводят. Мало рассекреченных фактов в романе. Вообщем книга мне очень понравилась. Я посоветую ее прочесть или прослушать
- Екатерина Железная — 15 Апреля 2022
Несмотря на то, что книга достаточно объемная, слушается на одном дыхании. Интересно. Несколько разных судеб, где каждый пытается выжить в своей реальности и у каждого она по-своему трудна.
Мне довелось жить в прибалтике в советское время, и ощущение той эпохи, советской атмосферы очень явственно отражены в книге. - линар мукминов — 13 Апреля 2022
мне как человека родившемуся в 21 веке эта книга показалось в некотором понимании сложной или даже непонятной. хоть я и не глупый человек
- Дмитрий Сафьянников — 13 Апреля 2022
С первых глав сплошной концлагерь, политические, блатные, партизан-насильник и прочая антисоветская дрянь. Дальше и слушать не хочется. Достали уже подобной литературой, фильмами и смыслами.
- Chepkina Marina — 24 Декабря 2021
Книгу не читала. И после рецензий и информации об обсуждении книги в Силломяэ читать едва ли смогу. Зачем автору потребовалось называть конкретное место ? Можно же было ради хайпа не указывать. Мой отец был в числе первых работающих специалистов. У меня сохранилось многожество ярких детских воспоминания. И для своих детей и внуков я пишу воспоминания. Жалею , что узнала о таком "шедевре"
- Skrylova765 — 29 Апреля 2021
Сюжет, крепко сплетённый из нескольких линий, выходящий за рамки просто детективной истории; живой язык при довольно скупой манере изложения; множество бытовых, языковых и психологических подробностей, делающих персонажи, у каждого из которых «своя правда», убедительными; а также историческая перспектива, доводящая судьбы героев до наших дней, – все это делает книгу не просто интересной, а такой, которая, что называется, даёт информацию к размышлению. Более зрелый читатель, выросший в СССР, вспомнит достоверно воссозданное прошлое, а молодежи, мне кажется, даже полезно будет прочитать для понимания советской жизни и истоков нынешних международных конфликтов.
- Душин Владимир — 9 Декабря 2020
1953 год... Северо-восточная часть Эстонии.. Город-сад, построенный рядом с секретным предприятием по переработке Урана... И судьбы людей, связанных с ним... На обложке книги определена его суть - "роман - реконструкция". Тут следует понимать, что автор на страницах своего произведения пытается воспроизвести (причем, с использованием реальных исторических документов) события, происходящих в тех местах в то время. Тут надо отметить, что Ольга Погодина-Кузмина выбрала не самую популярную у литераторов локацию. Обычно если пишут о политической обстановке того времени, то описывают места, приближенные к столицам. А тут глухая эстонская глубинка. Если рассказывают о лагерном быте, то героев помещают или в сибирские просторы, или колымское далеко. А тут лагерь, прикрепленный к секретному заводу, жизнь которого, по сравнению с остальными местами, можно считать "райской". Но и события, происходящие в отдельно взятом месте, а не в глобальном масштабе, не менее важны в истории. И в таких, забытых богом местах, кипела жизнь, перемалывались судьбы, творилась история. Героев в романе много. Автор пошла по сложному пути. Она не выделила одного главного героя, а уже потом, вокруг него, плела истории других персонажей. Хотя нет, я не прав. Главным героем романа можно назвать сам секретный завод, вокруг которого и ткались линии судьбы других героев. Тут и угрюмый, читающий во сне немецкие стихи, инженер Воронцов, сжигаемый преступными желаниями. Тут и красавица - разведенка Тася с "прицепом" из двух детей, вызывающая необъяснимое сексуальное притяжение для мужчин. Тут и старшеклассница эстоночка Эльзе с затуманенными политическими перипетиями мозгами. И "истинный коммунист" директор завода Гаков. И Ленька Май, разбитной жиган. И много-много других. И все они, благодаря автору, живые. Каждый со своей жизнью, мечтой, тайной. Никто из них не идеален, никто не отвратителен. Но... Другая сторона книги - это, в какой-то мере, детектив с убийствами, расследованием и происками вражеских диверсантов, планирующий уничтожение завода. Да, это тоже в романе имеется. Есть и свой "злодей", истинное лицо которого читатель узнает только в конце романа, но вокруг действий которого разворачиваются события романа. Это и создает динамику, вызывает интерес. Но это далеко не самое важное в романе "Уран". Для меня более важным оказались человеческие судьбы. Как бог Уран в древнегреческом мифе, уничтожающий своих детей, описываемое время уничтожает своих детей, без оглядки верящих в светлое будущее, в несомненную победу коммунизма во всем мире. Или, наоборот, не верящих. "Уран" Ольги Погодиной-Кузминой - многоуровневое произведение, емкое, объемное. Написано прекрасным языком. Автор, как никак - известный сценарист. И это чувствуется. Потому что части книги ярко складываются в кинематографические сцены. События, описываемые в романе, не просто чувствуешь, но видишь перед глазами. И это, конечно, усиливает впечатление от прочтения.
Роман вышел в двух вариациях издания - в мягкой обложке (т.е. более дешёвый вариант) и твёрдой. Я сначала купил книгу в мягком переплёте, но прочитав её понял, что книга должна иметь в моей домашней библиотеке своё постоянное место и соответственно долго храниться, поэтому мною было решено купить более "серьёзное" её издание, т.е. в твёрдом переплёте.
В общем, к прочтению весьма рекомендую. - Анонимно — 5 Октября 2020
Роман меня впечатлил сочетанием описаний лагерного быта, уголовной культуры, сталинского Советского Союза и вставками рассказов от первого лица одного из героев – диверсанта, готовящего взрыв на секретном предприятии. Мистика переплетается с реализмом, детективная линия, на мой вкус, несколько не докручена – злодея вычисляешь если не сразу, то ко второй трети книги. Присутствует описание гомосексуальных отношений, впрочем, мало влияющее на основную линию повествования. Вряд ли я буду его перечитывать, но могу порекомендовать его тем, кто прочитал «Зулейха открывает глаза» и нашел этот роман интересным. Вместо татарского быта и национального языка в «Уране» эстонский колорит, впрочем, прописанный убедительно.
- Maksim — 12 Июня 2020
детство моё прошло в тех местах, поэтому приятно было вспомнить знакомые названия. Улица Кирова в Силламяэ, кинотеатр Родина, песчаные пляжи Усть-Нарвы, Черная речка, Синие горы… В остальном книга довольно «рваная» по жанру, от недораскрытого исторического детектива до женского романа с литературными салонными рюшечками и кружавчиками.
- Майя Ставитская — 24 Апреля 2020
ХОЛОДНОЕ ЛЕТО 53-го И РАЗВЕСИСТАЯ КЛЮКВА
...Весной у зэков настроение возвышенное, они вообще склонны чувствовать поэзию мира, недоступную обывателю,..
В заглавии не сказала о воровской малине, хотя в книжке есть и о ней. Клубнички еще в изобилии. Такой ягодный роман, даже ягодичный, если вспомнить, как широко (и глубоко) в нем представлена гей-тема. Спорим, вам бы и в голову не пришло, что в год смерти Сталина на секретном военном объекте могут кипеть такие гомострасти. А вот поди ж ты. Не иначе, Уран повлиял. Не в той очевидной ипостаси, что вынесена на обложку знаком радиологической опасности и не в безграмотной интерпретации мифа об Уране-небе, к которому писательница зачем-то приравняла Сталина.
На самом деле, устойчивые характеристики свойств планеты, которыми оперирует астрология, отдавшая Урану самый человечный из знаков, Водолей, включают и сексуальные перверсии. Это не главное качество Урана, основные: интеллект, нетривиальное мышление, умение получать информацию «из воздуха» и виртуозно ею оперировать. потому Уран покровительствует интернету, мобильной связи, мгновенному взрывному распространению информации. Однако люди с сильным Ураном в натальной карте, чаще привержены нестандартной сексуальности.
Нет, не настолько наивна, чтобы не понимать, для чего в «сделанную» книжку, претендующую на выход в англоязычное пространство, вписывают гомоэротику. Но шутить с архетипами не стоит, рискуешь выставить себя на посмешище, как это уже случилось с г-жой Погодиной-Кузминой. Какое же посмешище, книжка в шорте Нацбеста 2020, напротив — успех. Нет противоречия, есть расширение влияния — за компанию с нетленкой опозорена премия. А в лонге было много по-настоящему хороших книг, но, что делать, чувство смешного у Урана тоже нестандартное. Ну что ты за свою эзотерику топишь, написала девушка книжку про урановое производство для укрепления обороноспособности советской родины.
А чтобы читатель не заскучал, натолкала туда секса по самое не хочу, политического триллера со шпиеном, концлагерей: гитлеровских и сталинских, криминала с каннибализмом, партизан русофобов эстонцев, утопленную в дерьме красотку, зэчку ведьму с сундуком из старообрядческих икон, актуального домашнего насилия
«а над зарытой могилой плакал отец-генерал». И, вишенкой на торте — цветок душистых прерий, Лаврентий Палыч Берия, надежа и опора, а также человек, практически в одиночку победивший в войне.
Что, такой образ Берии? Угу, автор большая затейница, ломать стандарты, так уж под корень. А то ведь у читателя на основании прежнего опыта могло сложиться неверное впечатление об этом великом человеке. Это не просто плохая книга,она безмерно пошлая. Она смердит
...А я, видите ли, простой сапожник. Ставлю набойки, выправляю каблуки, подшиваю валенки. Могу изготовить пару ботинок из вашей кожи... - Raivis Kruminsh — 6 Апреля 2020
Хоршоший чтец ,интересная книга . Рекомендую послушать , время пролетает незаметно . Интересно будет слушать не только тем кто интересуется послевоенным временем , в книге переплетено много разных интересен судеб , и есть детективный сюжет .
- Афанасьев Константин — 14 Февраля 2020
Книга очень понравилась! Впечатлили и построение сюжетной линии, и язык автора, и то, что я называю, достоверностью, написано так хорошо, что это веришь, каждый персонаж книги живой и объёмный.
- Bathsheba — 19 Ноября 2019
Судя по рецензиям, можно подумать, что речь идет о серьезном романе, затрагивающем сложные темы. Темы вроде бы действительно непростые, а роман - средней руки детективчик. Позиция автора, намешавшего в кучу смерть Сталина, гомосексуализм, городской романс "Сын прокурора", советизацию Эстонии и добычу Урана, напоминает библейское высказывание про "тепл, а не горяч и не холоден". Повествование как бы уравновешивает несправедливости сталинских репрессий тем, что потомок раскулаченных крестьян стал предателем родины, а эстонцы когда-то зажимали носы от запаха паленой человечины. Осторожно в текст протиснуты любимые темы ностальгирующих по "великой советской стране" - великолепие ВДНХ и прочих советских культовых построек, необходимость народов жить в одной стране, чтобы защищаться от врагов, - но тут же автор делает шаг в сторону и упоминает о страшной изнанке, терроре, исчезновении людей. На объективность такие качели не похожи, словно автор так и не определился в своем отношении к той эпохе. Репрессированных как бы и не жаль, ведь кругом действительно есть шпионы, борется страна. Ну пострадал кто-то невинно, щепки летят - хотя в романе таких невинных людей как будто и нет. Что касается исторической достоверности, декларируемой автором, тут вопрос спорный. Репрессированный бонза, которого уже из лагеря вызволил адвокат исключительно своим юридическим мастерством??? Бывший воспитанник нацистской разведшколы, позже сделавший карьеру в КГБ???
Не знаю, кому понравится эта книга. Кого-то оттолкнут упоминания репрессий, кого-то количество гомосексуалистов на квадратный метр небольшого городка. Кто-то споткнется о мат. Кто-то удивится неправдоподобному историческому вымыслу. Наверное, понравится книга только всеядным любителям детективов, хотя и детективная составляющая тут прихрамывает. - Анонимно — 16 Ноября 2019
УРАНГЕЙТ
«Миф об Уране – это история неблагодарных детей» – фраза многое объясняет в новом романе Ольги Погодиной-Кузминой «Уран».
Сама автор говорит, что в книге много документального. Тут и реальная советская история: год смерти Сталина, Эстония, урановый комбинат, уголовники, «лесные братья», шпионские гнёзда, поднятый из архивов «план Даллеса», диверсии. И всё это завязано на интриге захватывающих поисков «момента истины», практически как в одноимённом романе Владимира Богомолова.
Погодина-Кузмина признаётся, что её интересует «формирование послевоенной идеологии и быта советской страны», свой труд она сравнивает с работой археолога, который очищает «образ того времени от сегодняшних стереотипов и клише». Что ей вполне удалось. По крайней мере, роман получился вовсе не одномерным и не идеологизированным. Что является общей проблемой современных литераторов, которые, не в силах справиться с материалом и осмыслить его, начинают проповедовать, изрекать давно известные истины и насаждать свою точку зрения. «Уран» – не агитка, не лубок в совстиле, в нём в полной мере представлены артефакты того времени, его настоящие и противоречивые голоса.
Времена-то уж больно знаковые, практически мифологические, по крайней мере, мифологем вокруг них накручено более чем предостаточно. При этом 1953 год вполне рифмуется с другим важным событием пятисотлетней давности для русской цивилизации – с годом падения Константинополя. С того момента Древняя Русь постепенно начала перенимать эстафету имперского пути, а через пятьсот лет начала свёртывать. Хотя тут вопрос, тот самый «момент истины», над которым мы все бьёмся.
Падение советской страны в какой-то мере началось именно со смерти вождя всех народов, дальше пошли усобицы «наследников». Многое что пошло, вплоть до танковых залпов, которые прогремели в Москве через сорок лет, отмечая своеобразные сороковины и окончательно перечёркивая советский путь. Ведь недаром даже перестройка невидимой пуповиной была связана с той эпохой, пусть через проклятия, пусть через концентрацию всего плохого, но она была не новым разломом, а лишь продолжением того гигантского тектонического сдвига, который произошёл в пятидесятые.
Надо вспомнить, что отечественный мыслитель Александр Зиновьев как раз и говорил, что крах СССР подготовлен задолго до перестройки. По его словам, «в послесталинский период начался кризис менталитетной сферы советского общества. Именно он стал основой кризисов в других сферах. Начало кризиса вызвала десталинизация». Другой аспект – полвека холодной войны, «в которой главным оружием было идеологическое и шло мощное воздействие на менталитетную сферу СССР. Запад здесь действовал в высшей степени эффективно». Эти направления воздействия рассматривает в своём романе и Ольга Погодина-Кузмина.
Началось разрушение сталинского мифа, но новую повестку, новую архитектуру советского мира никто не смог предложить, вместо этого сконцентрировались на спекуляциях и разрушениях. Нового поколения человеческих богов не получилось.
Тот «разлом эпохи проходил через единый становой хребет огромного народного тела», из него зарождалась новая жизнь. На том «сломе, на жёсткой соломе эпохи» был зачат ребёнок, для которого были потенциально припасены различные стандартные варианты классической советской мечты: прославленного хоккеиста, изобретателя, летчика-испытателя. Но в реальности всё оказалось заурядным: научный сотрудник в НИИ, ночной слушатель «Радио Свобода», которому перестройка открыла глаза до такой степени, что стал стыдиться своего отца.
Дети оказались неблагодарны. Притом что от них – «чумазых, вихрастых» – ожидали «поворот мира от страдания к радости». Но чуда не произошло, мир кардинально не изменился, как, впрочем, и человек, хотя активно «социализм выметал остатки «прошлых» людей». Наследники не смогли адаптировать к жизни этот суровый, созданный нечеловеческими усилиями и напряжением миф.
«Уран» – это попытка представить разные грани того мифологического времени. Некоторые из них спасают, другие убивают. Спасённые будут благодарить, другие – проклинать. В той же прибалтийской версии этого мифа чего только не намешано. Тут и борьба с «оккупантами», и мстительное сидение в землянках, и диверсии, и надежды на спасительную длань заграницы. Но есть в нём и «запах дыма от костров со стороны нацистского лагеря Клоога», который всеми силами старались забыть…
Вот и советский «миф» также не был одноцветным. С одной стороны, «простой и ясный мир труда, справедливости, всеобщего счастья». Но параллельно с этим существовал и другой мир-антипод: «… призрачный, страшный. Там человек мог исчезнуть бесследно, переместиться в темноту мгновенного забвения…» Такова была советская антиномия добра и зла, света и тьмы, которые непрестанно боролись друг с другом. Кто-то любил, верил, несмотря ни на что, собирался ценой жизни послужить ради «будущего благополучия рода», кто-то возненавидел раз и навсегда и готовился мстить.
Может быть, эти различные миры как раз и составляли наших древних титанов, державших «на плечах равновесие мира», из них они и возникали и закалялись сталью?.. В контексте этой мифопоэтики и сам СССР мог восприниматься как «гигантский комбинат по очистке и переработке вещества человеческого». Здесь «в мощном сепараторе Истории дробятся поколения, измельчаются социальные классы, высеивается негодный шлак», а в итоге «добывается экстракт с полезным количеством сверхценного металла – новая порода людей». Так размышлял директор уранового комбината Гаков.
«Уран» – не столько захватывающий опыт погружения в историю, её реконструкция и изучение ментальностей, сколько попытка разобраться во многих современных узловых противоречиях. Ведь от этого осмысления зависит, будет ли подведена финальная черта под чередой актов исторической трагедии, несущей расколы и разломы.
Андрей Рудалев, Литературная газета - Дремина Anna — 6 Октября 2019
Захватывающее чтение, детективный сюжет, яркие образы главных действующих лиц. Достаточно смело и откровенно. Читается на 1 дыхании. Очень вкусный язык. Очень рекомендую к прочтению тем, кто любит качественные детективы и психологические триллеры.
- Анонимно — 4 Сентября 2019
РЕЦЕНЗИЯ ОТ ПИСАТЕЛЯ АНДРЕЯ РУБАНОВА
С удовольствием прочитал новейший роман Ольги Погодиной-Кузьминой «Уран».
Действие происходит в Эстонии, в 1953 году, на строительстве комбината по переработке урановой руды.
Роман большой, сделан чрезвычайно тщательно.
Спойлеров не будет.
Производит впечатление отвага, с которой автор берётся за лагерную тему. В романе есть большая лагерная линия, блатари, сучья война, жаргон и прочее.
Не уверен, что в 1953 году были в ходу словечки типа «бродяжнОй» или «положенец», но в целом всё хорошо, и «Уран» вполне можно поставить в ряд с «Обителью» Прилепина: замах тот же, и удар не слабый.
Больше всего «Уран» напоминает произведения, массово опубликованные в СССР в 1986-1989, в разгар перестройки и гласности, некогда запрещённые, да вдруг разрешённые: Солженицын и Гроссман, «Белые одежды» и «Дети Арбата», вот этот извод.
В «Уране» - то Алешковский выйдет ко мне, автор сильнейшего романа «Рука», то Шаламов, то Трифонов.
Автор то уходит в газетный новояз тех времён, то даёт «Матрёнин двор».
В «Уране» есть детективная интрига, шпионы, лесные братья, Л. П. Берия, много секса, включая и гомоэротическую составляющую, секретные выкладки ЦРУ, - всё это уложено складно и крепко, ни в одной строке нет лажи и авторской лени: каждая строчка прожита.
Лично мне не хватило собственно урана, то есть истории о том, как голодные и нищие советские дикари умудрились создать сверх-оружие под руководством Лаврентия Берии, которому в нынешнем году исполнилось бы 120 лет - да, он родился в один год с Набоковым, Борхесом, Хэмингуеэм и Олешей.
Что было украдено разведкой из Лос-Аламоса, что изобрёл сам Курчатов, что сообщили Розенберги - до сих пор неизвестно.
Известно, что советские однажды собрали бомбу, а если бы не собрали - может быть, нас бы с вами и не было.
Но это мои домыслы.
Известно, что единственная на планете страна, применившая ядерное оружие - это США.
Кошмарный, позорный факт, который невозможно игнорировать.
Никто не взорвал - а они взорвали. Никто не убил - а они убили. И теперь с этим ничего поделать нельзя.
Добавить отзыв
Где купить
Последняя известная цена от 399 р. до 3016 р. в 7 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Лабиринт | 773 р. | 15.03.2023 |
ЛитРес | 399 р. | 31.12.2021 |
Буквоед | 869 р. | 19.04.2024 |
book24 | 869 р. | 19.04.2024 |
Читай-город | 869 р. | 19.04.2024 |
Яндекс.Маркет | 3016 р. | 26.04.2024 |
OZON | 453 р. | 24.06.2024 |
Описание
1953 год, советская Эстония. Секретный «Комбинат № 7» обеспечивает бесперебойную поставку урана для реализации советского атомного проекта. Директор Гаков узнает о готовящейся диверсии на производстве. Одновременно с этим в городке начинают происходить загадочные убийства. Cтрана тем временем вступает в эпоху перемен – смерть Сталина меняет прежнее устройство жизни. Роман основан на воспоминаниях жителей закрытого города Силламяэ, документальных материалах, донесениях из недавно рассекреченных архивов ЦРУ. В тексте приводятся оригиналы некоторых документов.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Ольга Погодина-Кузмина |
Переплет | Твердый переплёт |
Издатель | Флюид |
Год издания | 2019 |
Возрастные ограничения | 18 |
Кол-во страниц | 384 |
Серия | Книжная полка Вадима Левенталя |
ISBN | 978-5-906827-77-7 |
Раздел | Современная русская проза |
Возрастное ограничение | 18+ |
Количество страниц | 384 |
Формат | 147x217мм |
Вес | 0.50кг |
Размеры | 60x90/16 |
Язык издания | Русский |
Книги: Современная отечественная проза - издательство "Флюид"
Книги: Современная отечественная проза
Категория 319 р. - 478 р.