Протагонист (Ася Володина); АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2024
от 688 р. до 887 р.
- Издатель: Редакция Елены Шубиной
- ISBN: 978-5-17-150275-1
EAN: 9785171502751
- Книги: Современная русская проза
- ID:11096967
Где купить (4)
Цена от 688 р. до 887 р. в 4 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Лабиринт | 990 р. | 04.11.2024 |
Подписные издания | 828 р. | 11.02.2024 |
Читай-город | 778 р. | 14.11.2024 |
Мегамаркет | 819 р. | 24.12.2024 |
Яндекс.Маркет | 620 р. | 27.06.2024 |
ЛитРес | 335 р. | 15.08.2024 |
МАЙШОП | 694 р. | 23.06.2024 |
Описание
Девять героев: всех их объединяет загадочная смерть студента престижной Академии.
Девять историй: каждая следующая дополняет или разрушает сложившуюся картину событий.
Девять внутренних монологов, девять попыток найти себе оправдание — и понять, почему античный культ совершенства приводит к человеческим жертвам.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Ася Володина |
Переплет | Твёрдый переплёт |
Издатель | АСТ, Редакция Елены Шубиной |
Год издания | 2024 |
Возрастные ограничения | 18 |
Кол-во страниц | 320 |
Серия | АСТ. Классное чтение |
Формат | 130x206мм |
Авторы | Володина А. |
Переплёт | твердый |
Год публикации | 2022 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 320 |
Страниц | 320 |
ISBN | 978-5-17-150275-1 |
Размеры | 13,00 см × 20,60 см × 1,50 см |
Тематика | Современная отечественная проза |
Тираж | 2500 |
Раздел | Современная русская проза |
Возрастное ограничение | 18+ |
Вес | 0.33кг |
Художник | Корсакова Елизавета Михайловна |
Жанр | современная отечественная проза |
Издательство | АСТ |
Автор | Володина Ася |
Тип обложки | твердая |
Обложка | твердый переплёт |
Бумага | офсет |
Отзывы (38)
- Анонимно — 24 Октября 2024
По форме и по духу роман напоминает классическую древнегреческую трагедию с ее культом борьбы, побед, совершенства. Той же самой борьбы, что ведут герои романа, чтобы остаться в числе избранных. Не случайно главы с монологами героев объединяет общий подзаголовок – Агон. Этим словом в древней Греции обозначали состязание. Вообще у каждого из героев романа есть свой агон, своя собственная борьба за что-то. И это стремление выиграть диктует их выбор.
В прологе романа рисуется картинка только что проигранного сражения за совершенство и избранность. Того, что вел Никита Буянов: пустая комната, записка с последними в жизни словами, открытое окно, из которого только что выпал человек.
Герои в романе – это ближайшее окружение юноши, который свел счеты с жизнью. У каждого из них, как и у древнегреческих актеров, есть маска. Но в отличие от древнегреческой трагедии, где актер играет только маской, здесь, в романе, за каждой маской скрывается еще и реальный человек.
В тексте описываются ковидные времена, поэтому параллель с современными медицинскими масками очень изящно вписалась в семантику античной трагедии. Вернее, семантика античной трагедии вписалась в современную реальность.
Герой в маске и без – это такая антитеза внешнего – формального и внутреннего – человеческого. И они между собой в вечном конфликте. Точно в таком же конфликте, как в трагедии Софокла «Антигона», которая упоминается в романе. Там надо выбрать между уважением верховной власти – тем, как по правилам, и уважением к памяти предков – тем, как по-человечески. И получается, что какой бы выбор ни сделала Антигона в одноименной трагедии, конфликт не исчезнет.
Студенты и преподаватели Академии тоже играют в своей, современной «Антигоне», выбирая между «как по правилам» и «как по-человечески». Пытаются соблюдать правила и оставаться людьми. Они мечутся между маской себя и собой настоящими.
Не случайно ведь в романе герои периодически то снимают эти медицинские маски, потому что в них душно, и мы считываем этот символический жест как желание игнорировать что-то формальное , – то надевают эти маски, И мы видим за этим стремление принять удобное для себя решение. Которое не по человечески, но по правилам. По правилам борьбы, правилам агона. И лишь оставшись наедине с собой, задают себе вопрос: а как я поступлю с человеком в пустыне, если у того найдется золото – как homo или как lupus? Как человек или как волк? По правилам или по-человечески? Другими словами – надев маску или сняв ее? И именно эти реальные люди – не маски – ситуацию и осмысливают.
В романе каждый из девяти героев рассказывает свою историю как будто самому себе. Это то ментальное пространство, в котором человек оценивает события максимально честно.
Наверное, поэтому автор выбрал именно такой тип повествования – чтобы сложить из этих я-рассказов общую, предельно откровенную картину.
Вот студентка Академии, староста группы Женя рассуждает уже после печальных событий – что было бы, если бы она сказала отчаявшемуся Никите, что возможна пересдача и все еще можно изменить? Но Женя предпочла промолчать. А в своей исповеди признаться себе в том, в чем никогда и не признается публично: отчисление Никиты позволило бы ей выиграть – занять бюджетное место в престижной Академии, к которому она все это время так стремилась. Даже если цена за эту победу окажется слишком высокой. Даже если ее личный агон приведет к чьей-то агонии. Но таковы правила.
Девушка пересматривает видеозапись конкурса, после победы в котором Никиту и зачислили в Академию. Картинка символична: участники – их трое – находятся каждый на своих дорожках. Кстати, и масок в античной трагедии ведь тоже три: Протагонист – главный герой, и второстепенные – девтерагонист и тритагонист. На двух дорожках можно ошибаться. А вот на первой – красной, где находился Никита, по правилам игры ошибаться нельзя.
И даже став студентом Академии, он ощущает себя все тем же школьником, который находится на дорожке, где ошибаться нельзя. Символически это и предопределяет финал современной трагедии. Если участник ошибается – он выбывает из игры. Таковы правила. Никита перенес эти правила на жизнь, где ты или победитель, или тебя нет. И выбыл из жизни.
Лейтмотив состязательности в романе лишен патетики, как у древних греков. То, что в древнем мире было философией существования, в мире современном – обыденность, рутина. Во всяком случае, мне показалось, что в романе эта состязательная тематика низводится, помещается в какой-то бытовой контекст, где героика просто неуместна. И сама привычка преодолевать виртуальные и реальные препятствия – тоже становится лишенной смысла.Так, в романе есть описание пути преподавателя немецкого Ирины Михайловны, когда та едет на занятия в Академию. Он описывается как полоса препятствий, которую тоже нужно преодолеть, чтобы не лишиться премии.
Девять исповедей разных героев самому себе последовательно проявляют минувшие события, Создают общую, очень честную картину произошедшего. Каждый из них отматывает события назад, чтобы увидеть ту точку невозврата, которую поставил именно он. И каждый рассказывает о своем состязании, своем личном марафонском забеге, где каждого, как они думали, ждет какой-то свой главный приз. Но конца у этого марафона нет, потому что, мы помним, соревнование ведется не с какой-то конкретной целью, а ради самого соревнования” Потому что цель – это не результат. Это процесс. И как у древних греков существовал агональный инстинкт – состязательность во всем, точно так же он существует и в Академии. Где все хотят быть протагонистами, главными героями, ни в коем случае не второстепенными. Но кто-то обязательно проиграет.
Гонка эта бесконечна. И люди в ней как тот Ахиллес, который никогда не догонит черепаху – из апорий древнегреческого мыслителя Зенона. Как та стрела, которая неподвижна в каждый момент времени и потому никогда не долетит до цели. И этот ответ, опосредованный, конечно, герои получили, ведя диалог с собой. - Гаспарян Нина — 13 Марта 2024
9 масок.
Сросшихся с кожей, сорванных и отброшенных.
9 судеб.
Покалеченных, сплетенных и спасенных.
9 голосов.
Звучащих громогласно, эхом и тишиной.
Девять.
Трижды три.
Столько требуется кругов, чтобы пройти путь от греха до шанса на искупление.
Столько жизней потребуется прожить, чтобы, возможно, научиться не наступать на те же грабли. Чтобы не совершать ошибки — одни и те же, наследие поколений.
Молчание, эгоизм, жалость к себе, честолюбие, заниженная самооценка, реализация своих неудавшихся планов через детей, обида, задетая гордость, счастье, принесенное в жертву гордыне, ложь во спасение, ставшая погибелью, стремление оправдать ожидания родителей, подмена своих желаний чужими, случайная ошибка, ставшая фатальной.
Никто не виноват.
Виноваты все.
Все мы в наших глазах Протагонисты. Мы в центре мироздания, и Вселенная крутится вокруг нас. Какой абсурд.
Роман выжал меня досуха, породив столько мыслей, что я боялась утонуть, погрязнуть и не выбраться из омута рефлексии. Экзистенциальный кризис подобрался слишком близко. Где грань между трагедией и комедией? Почему люди не умеют просто говорить о том, что чувствуют, почему проще сделать и упрекнуть, чем признаться в том, что делать этого не хочется.
Невероятно плотный текст, несмотря на маленький объем, он вобрал в себя всю нашу жизнь — борьбу за превосходство, желание быть лучше, сильнее, быстрее, умнее, богаче. Гонка, в которой большинству суждено остаться на обочине разбитыми, подгоревшими, искалеченными.
Неизбежность. Предопределенность. Обреченность.
Добавить отзыв
Книги: Современная отечественная проза - издательство "Редакция Елены Шубиной"
Категория 550 р. - 825 р.
Книги: Современная отечественная проза
Категория 550 р. - 825 р.