"Товарищ Керенский". Антимонархическая революция и формирование культа "вождя народа"; Новое литературное обозрение, 2017
1879 р.
- Издатель: Новое литературное обозрение
- ISBN: 978-5-4448-0638-8
- Книги: История
- ID:1792525
Где купить (1)
Цена от 1879 р. до 1879 р. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Лабиринт | 1286 р. | 01.05.2022 |
Буквоед | 691 р. | |
Подписные издания | 1593 р. | 11.02.2023 |
Предложения банков
Компания | Предложение |
---|---|
Описание
В своем новаторском исследовании автор показывает, что культ вождя народа, известный нам по фигурам Ленина и Сталина, зародился не в советское время, а весной и летом 1917 года. "Первая любовь революции" Александр Керенский стал первым носителем и отчасти изобретателем этого культа. Традиция монархической культуры не исчезла бесследно. Обогатившись традицией почитания партийных вождей, она возродилась в новом образе уникального вождя революционной армии и революционного народа, который оказался востребован разными слоями общества. Борис Колоницкий - доктор исторических наук, профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Колоницкий Борис Иванович |
Переплет | Твёрдый |
Издатель | Новое литературное обозрение |
Год издания | 2017 |
Кол-во страниц | 520 |
Серия | Historia Rossica |
Формат | 60х90/16 |
Авторы | Колоницкий Б. |
Переплёт | твердый |
Год публикации | 2021 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 520 |
Страниц | 520 |
ISBN | 978-5-4448-0638-8 |
Размеры | 14,70 см × 22,00 см × 2,70 см |
Тематика | История Советского Союза |
Тираж | 2000 |
Отзывы (4)
- Анна Добычина — 13 Сентября 2021
Прекрасно написанная книга!
Борис Иванович со всей исторической скрупулезностью проводит читателя по становлению культа вождя: как он появился в революционном Петрограде, как развивался, основные методы и приемы. Самое интересное: что же от него взяли все будущие советские и российские политтехнологи. - spl — 17 Мая 2021
О питерском историке Борисе Ивановиче Колоницком (1955-), д.и.н., профессоре, я уже писал в рецензии на одну из его работ. Поэтому сразу перейду к анализу его нового исследования.
Интерес автора к данной теме возник еще в середине 1980-х гг. Писать о феномене общественного восприятия Керенского Б. Колоницкий стал с начала 1990-х гг. В 2010 г. на схожих подходах выполнил монографию о восприятии императорской семьи в годы Первой мировой войны.
Автор пишет во введении, что он был поражен, с одной стороны, как язык восхищения революционными лидерами в 1917 г. предвосхитил восхваления советских вождей в 1930-е гг., а с другой – как люди, весной 17 г. активно возводя на пьедестал вождя-спасителя, уже осенью считали этого самого вождя главным, если не единственным виновником всех бед в стране (случай, напоминающий историю с Горбачевым). Керенский вошел в историческую память как политик, подменявший насущные дела красивыми словами. Уже в 1917 г., через несколько месяцев после свержения царя, его именовали «фразером», «болтуном», «говорителем», наслаждающимся собственным красноречием. Однако в первые месяцы революции именно министр юстиции воспринимался как необычайно работоспособный государственный деятель, человек дела, который не тратит лишнее время на слова. Однако после серии его поездок на фронт весной-летом 17 г. уже в статусе военного министра и главнокомандующего он получил не особенно почетное прозвище «главноуговаривающего». Как итог, и в конце 17 г., и спустя годы многие люди видели Керенского политиком, старательно и небезуспешно играющим роль вождя, но не являющимся им в действительности.
Эта книга – не о политическом лидере, а о его культе, культе «первого гражданина свободной России, первого народного трибуна-социалиста, первого народного министра юстиции, министра правды и справедливости», "солнце свободы" и проч. Автор рассматривает, как возникал и ниспровергался авторитет «вождя народа», как он был представлен в тех или иных культурных ипостасях и как они воспринимались в обществе. Б. И. Колоницкий разобрал множество текстов и визуальных образов (преимущественно 17 г., но и более поздних, если говорить о воспоминаниях и исследованиях), символических жестов и ритуалов, с помощью которых создавались образы вождя – им самим, его сторонниками и союзниками, оппонентами и противниками (как одевался, как выступал и т. д.). Это даёт возможность изучать не только Керенского, но и различные организации и людей, создававших эти образы. Это всё позволяет автору поставить вопросы о приемах укрепления и ослабления авторитета Керенского, фазах этого процесса, силах и интересах, стоявших за этим (и ответить на эти вопросы).
Культ Керенского создавался в марте-июне 17 г. При этом Керенский не был ни руководителем политической партии эсеров, ни особо доверенным и авторитетным ее членом (при выборах в ЦК партии его провалили). Но его успех весной 17 г. заключался в том, что он всегда искал компромисс между партиями, был «соглашателем» (позже это слово стало носить сугубо отрицательный оттенок). До октября 17 г. эта функция была востребована, и Керенский ей пользовался, в том числе для укрепления собственной власти (то, что он был достаточно жестким и честолюбивым политиком, умевшим отходить от декларируемых им принципов, автор хорошо показывает на разных примерах). Но власть не была главной целью Керенского – он на деле был сторонником национального единства, государственником, и меньше всего стремился к распаду государства и страны, чем фактически и завершилось его правление. Пока это единство было возможно, он его добивался и возглавлял. Пользуясь огромной популярностью у «улицы», Керенский играл уникальную роль в российской политике с Февральской по Октябрьскую революцию. Но выпущенные, в том числе и с его участием, на свободу силы, которые он не смог переиграть, сбросили его с вершины пирамиды власти и лишили симпатии и поддержки населения. В 1917 г. умирать за императора практически никто не захотел, умирать за Керенского не стал вообще никто. Это, правда, выходит за пределы рассматриваемого труда, доведенного до конца июня 17 г.
Хорошее серийное оформление. Две вклейки с ч/б и цветными иллюстрациями, в основном из СМИ 1917 г., редкими и любопытными. Мелкий шрифт. Есть именной указатель и список сокращений. Тираж 500 экз.
Ценная, очень хорошо аргументированная и документированная, но в полной мере академическая работа (неслучайно переведенная на английский и итальянский языки), которую сложно рекомендовать широкому читателю. А вот увлеченному историей нашей страны в 20 в. это исследование даст много интересных наблюдений и фактов.
© Как много писателей, как мало читателей…
Добавить отзыв
Книги: История СССР - издательство "Новое литературное обозрение"
Категория 1503 р. - 2254 р.
Книги: История СССР
Категория 1503 р. - 2254 р.