Сибирской дальней стороной. Дневник охранника БАМа, 1935-1936; АСТ CORPUS, 2015

  • Издатель: Corpus
  • ISBN: 978-5-17-087594-8
  • Книги: Мемуары
  • ID:1741691
Где купить

Где купить

Последняя известная цена от 299 р. до 345 р. в 3 магазинах

В данный момент у нас нет информации о наличии данного товара в магазинах.
Вы можете поискать его на других площадках:

МагазинЦенаНаличие
Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года
Яндекс.Маркет
5/5
Промокоды на скидку
Avito доставка позволит получить любой товар, не выходя из дома

История цены

МагазинПоследняя известная ценаОбновлено
Лабиринт
345 р.
Буквоед
313 р.
book24
299 р.

Описание

Дневник Ивана Чистякова, командира взвода вооруженной охраны на одном из участков БАМа, который он вел в ГУЛАГе день за днем, с 1935 по 1936 год, - вероятно, единственный дошедший до нас источник подобного рода. Не только дневников, но и каких-либо воспоминаний тех, кто находился по эту сторону колючей проволоки, известно очень мало, хотя в системе ГУЛАГа работали десятки тысяч людей. Но вести дневники у них особой потребности не было.

Тем более что люди из этих структур хорошо понимали, как это опасно.

Аресты всегда сопровождались обысками и изъятием бумаг, и не только письма и дневники, но и обычные записные или телефонные книжки - даже простая запись в календаре - могли превратиться в тяжелую улику. Можно утверждать, что чудом дошедшие до нас записки Ивана Чистякова уникальны. Оригинал дневника хранится в архиве общества "Мемориал" в Москве. О самом авторе известно очень мало. Вместе с тетрадками сохранился лишь любительский снимок, на оборотной стороне которого есть надпись: "Чистяков Иван Петрович, репрессирован в 1937-1938 годах. Погиб в 1941 году на фронте в Тульской области".

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
СерияCorpus.(мемуары)
РазделБиографии. Мемуары
ИздательАСТ CORPUS
ISBN978-5-17-087594-8
Год издания2015
Количество страниц336
ПереплетТвердый (7БЦ)
Формат76x108/32
Вес0.38кг
Страниц336
Переплёттвердый
ТематикаКниги с полки


Отзывы (2)


  • 1/5

    Составители книги вводят в заблуждение читателя, дав книге такое название.
    Строительство Байкало-Амурской железной дороги имеет очень длинную, почти вековую, историю. В описываемый в книге период строительные работы обеспечивала организация, называвшаяся "Бамлаг" и расформированная в 1938г.
    Только в 1974 году, после пятнадцатилетнего перерыва в строительстве, постановлением Совета министров стройка приобрела статус всесоюзной комсомольской и стала называться магистралью, т.е. БАМом. Молодежь ехала туда по комсомольским путевкам и по вузовскому распределению, получали подъемные и существенные северные льготы. Это было время энтузиастов. Так, руководство строительства г. Братск в принципе не использовало труд заключенных.
    Эта книга смешивает всё в одну грязную кучу, распространяя отредактированные "Мемориалом" неизвестного происхождения воспоминания человека неясной судьбы на весь период строительства.

  • 4/5

    О том, как плохо жилось в лагере при Сталине, мы знаем – и немало – из воспоминаний лагерников, т.е. тех, кто сидел там. А сидело, как известно, у нас полстраны.
    Лагерники (преимущественно политические), описывая свое пребывание в лагерях, писали в основном о себе и таких же заключенных, но из-под их пера выходили и образы их тюремщиков – следователей, конвоиров, охранников. Пишущие нередко указывали что их охранники были такими же зеками, только немного более свободными.
    В современное время об этом же прекрасно поведал С. Довлатов, сам бывший краснопогонник.
    Сотрудники ГУЛАГа о своих трудах и днях практически не распространялись – в силу разных, вполне понятных причин, и мы привыкли видеть в них один сплошной «вологодский конвой», который «шутить не любит» и «стреляет без предупреждения».
    Черно-белая картина, как известно, по определению не точна. Вот и ГУЛАГ был населен разными обитателями, среди которых попадались и вполне человечные экземпляры.
    Автор этого уникального (наверное, это слово писали и будут писать все, кто дает характеристику данному изданию) труда стоял по другую сторону колючей проволоки.
    В 1935 г. он был призван на службу в РККА и отправлен на строительство БАМа (великой, но не воспетой, как Беломоробалтийский канал, сталинской стойки - Бамлага) командиром взвода охраны (низший командный чин, сразу после стрелка), один кубик в петлице.
    Провел там чуть больше года, все это время вел дневник.
    Известно нам об Иване Петровиче Чистякове мало. Родился, скорее всего, не позже 1903 г., в непролетарской семье, участвовал в Гражданской войне (наверное, в самом ее конце). Имел высшее техническое образование. Жил в Москве. Во время чисток конца 1920-х – начала 1930-х гг. был исключен из партии (за происхождение, наверное). Занимался спортом (бег, лыжи), увлекался охотой, любил рисовать. Это не настоящий чеховский интеллигент (ни по грамотности – писал с ошибками, ни по запросам), но и не подлинный советский человек.
    Он был одним из тех многих и многих советских обывателей (в хорошем смысле этого слова), который больше всего хотел бы просто жить, приспосабливаясь к своему времени, жить, чтобы его не трогало государство.
    Не удивительно, что на БАМе нему не понравилось. Он все время жалуется на ужасную погоду, зеков, рядовых охранников, начальников, условия жизни.
    А жизнь воистину была ужасной. Заключенные Бамлага строили железную дорогу в невероятно трудных географических и климатических условиях, при сильнейших морозах и под проливными ливными. Они прокладывали рельсы через неосвоенные территории Дальнего Востока – горы, реки, болота, преодолевая скалы, вечную мерзлоту, высокую влажность грунта. В таких условиях строительные работы можно было вести не более 100 дней в году, но заключенные работали круглый год и в любую погоду по 16-18 часов в сутки.
    Рядом с ними все время находились и охранники. Чистяков постоянно пишет о том, что для зеков начальство (да и они сами) создавали условия – питание, бараки. Начальство организовывало соревнование на лучшую бригаду, успешный труд и хорошее поведение премировалось зачетами, которые переводились в досрочное освобождение. Чекисты – истинные хозяева ГУЛАГа – устраивали свою жизнь с должным комфортом. Охранники же находились посередине и зачастую не имели ни горячего питания, ни дров, ни крыши над головой. Их презирали чекисты и ненавидели заключенные.
    Обо всем это монотонно, изо дня в день, пишет в своем небольшом дневнике Иван Чистяков.
    Практически с самого первого дня он со всех сторон разбирает вопрос, как бы уехать домой, понимая, что этого, возможно, не удастся достичь до истечения его обязательного года службы. Он мечется между мыслью о том, что он в любой момент может попасть под суд и сам стать зеком, и мыслью, что лучше и проще будет застрелиться, не дожидаясь этого.
    Он имеет свои отдушины – пишет картины, охотится, играет в бильярд, но общаться ему не с кем. Рутина – конвоирование заключенных, охрана лагеря по периметру, сопровождение эшелонов и ловля беглецов – сводила его с ума. Бежали зэки, кстати, постоянно – об этом есть практически на каждой странице. Ловили их не всегда. Правда, бегут уголовники, ибо именно их и охраняет Чистяков (он всего несколько раз упоминает сидящих по 58-й ст.).
    От этого кошмара он хочет – почище чеховских сестер – уехать в самый прекрасный город на Земле, в Москву. Удалось ли ему это, мы не знаем. Чистяков действительно был репрессирован (что, как – не данных), в начале войны погиб под Москвой (в ополчении?).
    Дневник его сохранился случайно, попал в «Мемориал», который и издал его как памятник эпохи.
    Издание – скажу честно, не для широкой публики – вышло весьма добротное. Предисловие, иллюстрации (очень интересные), но нет списка сокращений, нет постраничных примечаний, нет расшифровки статей, по которым сидели зеки (они часто упоминаются в книге).
    Рекомендую, но преимущественно тем, кто уже имеет хорошее представление о той эпохе и интересуется ей.
    Как много писателей, как мало читателей…

Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: Мемуары - издательство "Corpus"

Книги: Мемуары

Категория 239 р. - 358 р.

закладки (0) сравнение (0)

43 ms