Блаженные похабы (Иванов Сергей Аркадьевич); Corpus, 2019
от 439 р. до 1575 р.
- Издатель: Corpus (АСТ)
- ISBN: 978-5-17-111103-8
EAN: 9785171111038
- Книги: Общие работы по всемирной истории
- ID:3985788
Где купить (3)
Цена от 439 р. до 1575 р. в 3 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Буквоед | 1094 р. | 18.01.2024 |
book24 | 931 р. | 03.08.2022 |
Подписные издания | 1005 р. | 07.08.2021 |
Читай-город | 1094 р. | 17.01.2024 |
Яндекс.Маркет | 1466 р. | 17.02.2024 |
Описание
Кто такие юродивые и почему в Древней Руси их называли похабами? Чем отличается "глупец Христа ради" от обыкновенного сумасшедшего? Почему юродство как институт сложилось на Руси одновременно с самодержавием? Каким было отношение к разыгранному, культурно интерпретированному безумию на Ближнем Востоке и в античной Греции? Можно ли считать юродивыми князя Мышкина или Владимира Жириновского? А Олега Кулика и "Пусси Райот"? Зачем монаху идти в таверну? И ради какой цели, в конце концов, юродствует юродивый? Историк Сергей Иванов, используя фантастическое количество материалов, от древних текстов до современных исследований, дает исчерпывающее, увлекательное и невероятно информативное описание юродства как религиозно-культурного феномена, прослеживая его историю от Византийской империи до Нового времени.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Иванов Сергей Аркадьевич |
Переплет | Твердый (7БЦ) |
Год издания | 2019 |
Издатель | Corpus |
Возрастные ограничения | 12 |
Кол-во страниц | 464 |
Серия | historia |
ISBN | 978-5-17-111103-8 |
Раздел | Антропология. Этнография |
Возрастное ограничение | 12+ |
Количество страниц | 464 |
Бумага | Типографская |
Формат | 145x218мм |
Вес | 0.51кг |
Размеры | 60x90/16 |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Отзывы (8)
- Елена Дворянская — 22 Мая 2022
"Юродство существует постольку, поскольку оно тревожит, бередит и – да: скандализует, взрывает общепринятые нормы. В этом оно подобно скандалу, иногда просто совпадает с ним".
В данной монографии автор описывает все грани юродства в светской парадигме.
Замечательно сформулировал тезис Павел Флоренский: "когда некоторое поведение можно с уверенностью определить как юродство, это есть верный признак, что данное явление не есть юродство".
Написано интересно, увлекательно, с многочисленными примерами, цитатами и определениями. - spl — 12 Июня 2020
Меня всегда приятно радовало количество читающих интеллектуальную литературу (и рассказывающих об этом). А то бывает обидно – попадает тебе в руки хорошее издание и видишь: книга достойная, цена приемлемая, тираж относительно небольшой, но вот уже 5-10-15 лет он не расходится… Что не так?
А бывает иначе: расхваливают читатели и «читатели» (это те, кто только фотки выкладывает, эдакие книжные туристы) то или иное издание, берешь его – и понимаешь, что больно мудреный труд, очень тема специальная, и спрашиваешь себя – откуда столько поклонников?
Рассматриваемая работа, на мой взгляд, относится к последней категории. Первое издание этой книги под названием «Византийское юродство» вышло в 1994 г. Для нового издания 2005 г. автор, Сергей Аркадьевич Иванов (1956-), д.и.н., профессор РГГУ, филфака СПбГУ и филфака НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Отдела истории средних веков Института славяноведения РАН, в общем, очень авторитетный человек, серьезно дополнил и переработал свой труд. В частности, заметно расширен раздел о древнерусском искусстве, что заставило изменить название работы. Нынешняя публикация – это простая перепечатка.
Древнерусский язык использовал для обозначения юродства два синонима: «блаженный» и «похабный». Для отличения от византийского юродства данный культурный феномен Древней Руси автор именует похабством. С. Иванов указывает на наличие аналогов юродивых в других культурах: это шаманы, «священные клоуны» у африканских, тихоокеанских народов, североамериканских индейцев.
В качестве источниковой базы автор использовал восточно-христианскую литературу на греческом языке, а также в переводе на европейские языки, латынь и русский.
Книга состоит из 14 глав, более или менее одинаковых по объему. В начале своей работы автор анализирует ветхозаветных предтеч юродивых и вызвавшую их среду, и констатирует, что что среди иудейских пророков было немало тех, кто своим внешним обликом и поведением вызывал обвинения в сумасшествии. Однако библейский пророк был избранным, посредником между Богом и людьми, и все его поступки несли определенный смысл. Элементы юродства были и у античных киников (циников). С появлением христианства юродивые стали действовать в монастырях (где они были среди своих), а потом и в городах, где вызывали осуждение христиан и язычников.
Первый настоящий классический восточный юродивый – это Симеон Эмесский (первая половина 6 в. н.э.). Ему подражали и на Востоке, и у нас, хотя творил он вещи не ортодоксальные: справлял нужду на улице, дрался, ходил голым, мылся в женской бане, общался с блудницами и проч. По своей агрессивности на него был похож Василий Блаженный. Самоуничижение, характерное для юродов (юрод или урод – рожденный с дефектом, физическим или психическим), часто маскирует гордыню (автор приводит в качестве отечественного юродивого Ивана Грозного). Юродивый агрессивен по отношению к миру, сознательно провоцирует скандал, нарушает привычные нормы – при этом наказанием за свое поведение гордится и считает его за благо для себя. Принцип юродивого – не бояться вводить людей во грех, чего обычный верующий избегает, ибо это – от лукавого.
Нашествие арабов заставило Византию (уже христианскую) сплотиться и юродство как отклонение в глазах верующих от истинной веры на несколько веков исчезает из летописей и хроник. В 10-11 вв. оно появляется и на Западе.
Рассказ о древнерусских юродивых начинается с главы 9. Полноценные жития русских похабов (от «хабити» - портить) появляются с конца 15 в. (Прокопий Устюжский из Ростова). Русский похаб, в отличие от восточного, задирается против власть имущих, светских и духовных, поэтому РПЦ со временем стала всё с большим раздражением относиться к юродивым. Интересно, что Петр I испытывал личное отвращение к юродивым и при нем начались против них официальные гонения, а слово «похабный» приобрело смысл «непристойный». Юродивые ушли в секты, к раскольникам. При Екатерине II преследования прекратились, отношение к юродивым стало спокойнее, хотя последних теперь сажали в сумасшедшие дома. С. Иванов доводит историю отечественных юродивых до советского времени, когда тех всех истребили.
Последние главы книги – это краткие очерки юродства у иудеев, мусульман и в Западной Европе, где, по мысли автора, настоящих юродивых не было.
Это хорошо и талантливо написанная работа – научный, но не сухой труд. Но читать его сложно – сама материя текста плотно насыщена терминами и идеями. Удивляюсь, но радуюсь, как у этой совсем не научпоповской публикации оказалось столько читателей!
Оформление среднее – дешевый офсет, иллюстраций нет. Есть примечания на 80 стр. Представлены список литературы и источников, а также именной указатель. Из общего объема книги в 450 стр. авторский текст занимает 310 стр. Дополнительный тираж 1500 экз.
Трудно сказать, кому будет интересна эта непростая книга.
© Как много писателей, как мало читателей…
Добавить отзыв
Похожие товары
Книги: Религиоведение религия
Категория 351 р. - 526 р.