Блаженные похабы (Иванов Сергей Аркадьевич); Corpus, 2019

от 439 р. до 1575 р.

  • Издатель: Corpus (АСТ)
  • ISBN: 978-5-17-111103-8
  • EAN: 9785171111038

  • Книги: Общие работы по всемирной истории
  • ID:3985788
Где купить

Где купить (3)

Цена от 439 р. до 1575 р. в 3 магазинах

МагазинЦенаНаличие
439 р.
549 р. -20% Электронная книга Кэшбэк до 14%

01.07.2024
1575 р.
Заказ от 800 рублей мы привезем бесплатно! Кэшбэк до 7%

Наличие уточняйте
22.06.2024
1103 р.
Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года Кэшбэк до 6.5%
Промокоды на скидку

Наличие уточняйте
21.06.2024
Avito доставка позволит получить любой товар, не выходя из дома

История цены

МагазинПоследняя известная ценаОбновлено
Буквоед
1094 р.
18.01.2024
book24
931 р.
03.08.2022
Подписные издания
1005 р.
07.08.2021
Читай-город
1094 р.
17.01.2024
Яндекс.Маркет
1466 р.
17.02.2024

Описание

Кто такие юродивые и почему в Древней Руси их называли похабами? Чем отличается "глупец Христа ради" от обыкновенного сумасшедшего? Почему юродство как институт сложилось на Руси одновременно с самодержавием? Каким было отношение к разыгранному, культурно интерпретированному безумию на Ближнем Востоке и в античной Греции? Можно ли считать юродивыми князя Мышкина или Владимира Жириновского? А Олега Кулика и "Пусси Райот"? Зачем монаху идти в таверну? И ради какой цели, в конце концов, юродствует юродивый? Историк Сергей Иванов, используя фантастическое количество материалов, от древних текстов до современных исследований, дает исчерпывающее, увлекательное и невероятно информативное описание юродства как религиозно-культурного феномена, прослеживая его историю от Византийской империи до Нового времени.

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ПереплетТвердый (7БЦ)
Год издания2019
ИздательCorpus
Возрастные ограничения12
Кол-во страниц464
Серияhistoria
ISBN978-5-17-111103-8
РазделАнтропология. Этнография
Возрастное ограничение12+
Количество страниц464
БумагаТипографская
Формат145x218мм
Вес0.51кг
Размеры60x90/16
Обложкатвердый переплёт
Язык изданияrus


Отзывы (8)


  • 5/5

    "Юродство существует постольку, поскольку оно тревожит, бередит и – да: скандализует, взрывает общепринятые нормы. В этом оно подобно скандалу, иногда просто совпадает с ним".
    В данной монографии автор описывает все грани юродства в светской парадигме.
    Замечательно сформулировал тезис Павел Флоренский: "когда некоторое поведение можно с уверенностью определить как юродство, это есть верный признак, что данное явление не есть юродство".
    Написано интересно, увлекательно, с многочисленными примерами, цитатами и определениями.

  • 4/5

    Меня всегда приятно радовало количество читающих интеллектуальную литературу (и рассказывающих об этом). А то бывает обидно – попадает тебе в руки хорошее издание и видишь: книга достойная, цена приемлемая, тираж относительно небольшой, но вот уже 5-10-15 лет он не расходится… Что не так?
    А бывает иначе: расхваливают читатели и «читатели» (это те, кто только фотки выкладывает, эдакие книжные туристы) то или иное издание, берешь его – и понимаешь, что больно мудреный труд, очень тема специальная, и спрашиваешь себя – откуда столько поклонников?
    Рассматриваемая работа, на мой взгляд, относится к последней категории. Первое издание этой книги под названием «Византийское юродство» вышло в 1994 г. Для нового издания 2005 г. автор, Сергей Аркадьевич Иванов (1956-), д.и.н., профессор РГГУ, филфака СПбГУ и филфака НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Отдела истории средних веков Института славяноведения РАН, в общем, очень авторитетный человек, серьезно дополнил и переработал свой труд. В частности, заметно расширен раздел о древнерусском искусстве, что заставило изменить название работы. Нынешняя публикация – это простая перепечатка.
    Древнерусский язык использовал для обозначения юродства два синонима: «блаженный» и «похабный». Для отличения от византийского юродства данный культурный феномен Древней Руси автор именует похабством. С. Иванов указывает на наличие аналогов юродивых в других культурах: это шаманы, «священные клоуны» у африканских, тихоокеанских народов, североамериканских индейцев.
    В качестве источниковой базы автор использовал восточно-христианскую литературу на греческом языке, а также в переводе на европейские языки, латынь и русский.
    Книга состоит из 14 глав, более или менее одинаковых по объему. В начале своей работы автор анализирует ветхозаветных предтеч юродивых и вызвавшую их среду, и констатирует, что что среди иудейских пророков было немало тех, кто своим внешним обликом и поведением вызывал обвинения в сумасшествии. Однако библейский пророк был избранным, посредником между Богом и людьми, и все его поступки несли определенный смысл. Элементы юродства были и у античных киников (циников). С появлением христианства юродивые стали действовать в монастырях (где они были среди своих), а потом и в городах, где вызывали осуждение христиан и язычников.
    Первый настоящий классический восточный юродивый – это Симеон Эмесский (первая половина 6 в. н.э.). Ему подражали и на Востоке, и у нас, хотя творил он вещи не ортодоксальные: справлял нужду на улице, дрался, ходил голым, мылся в женской бане, общался с блудницами и проч. По своей агрессивности на него был похож Василий Блаженный. Самоуничижение, характерное для юродов (юрод или урод – рожденный с дефектом, физическим или психическим), часто маскирует гордыню (автор приводит в качестве отечественного юродивого Ивана Грозного). Юродивый агрессивен по отношению к миру, сознательно провоцирует скандал, нарушает привычные нормы – при этом наказанием за свое поведение гордится и считает его за благо для себя. Принцип юродивого – не бояться вводить людей во грех, чего обычный верующий избегает, ибо это – от лукавого.
    Нашествие арабов заставило Византию (уже христианскую) сплотиться и юродство как отклонение в глазах верующих от истинной веры на несколько веков исчезает из летописей и хроник. В 10-11 вв. оно появляется и на Западе.
    Рассказ о древнерусских юродивых начинается с главы 9. Полноценные жития русских похабов (от «хабити» - портить) появляются с конца 15 в. (Прокопий Устюжский из Ростова). Русский похаб, в отличие от восточного, задирается против власть имущих, светских и духовных, поэтому РПЦ со временем стала всё с большим раздражением относиться к юродивым. Интересно, что Петр I испытывал личное отвращение к юродивым и при нем начались против них официальные гонения, а слово «похабный» приобрело смысл «непристойный». Юродивые ушли в секты, к раскольникам. При Екатерине II преследования прекратились, отношение к юродивым стало спокойнее, хотя последних теперь сажали в сумасшедшие дома. С. Иванов доводит историю отечественных юродивых до советского времени, когда тех всех истребили.
    Последние главы книги – это краткие очерки юродства у иудеев, мусульман и в Западной Европе, где, по мысли автора, настоящих юродивых не было.
    Это хорошо и талантливо написанная работа – научный, но не сухой труд. Но читать его сложно – сама материя текста плотно насыщена терминами и идеями. Удивляюсь, но радуюсь, как у этой совсем не научпоповской публикации оказалось столько читателей!
    Оформление среднее – дешевый офсет, иллюстраций нет. Есть примечания на 80 стр. Представлены список литературы и источников, а также именной указатель. Из общего объема книги в 450 стр. авторский текст занимает 310 стр. Дополнительный тираж 1500 экз.
    Трудно сказать, кому будет интересна эта непростая книга.
    © Как много писателей, как мало читателей…

Все отзывы (8)

Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Похожие товары

Книги: Религиоведение религия

Категория 351 р. - 526 р.

закладки (0) сравнение (0)

15 ms