Миротворчество в России. Церковь. Политики. Мыслители; Наука, 2003
Где купить
Последняя известная цена от 79 р. до 98 р. в 2 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Лабиринт | 98 р. | 06.04.2024 |
МАЙШОП | 79 р. | 05.04.2024 |
Описание
Книга представляет собой коллективную монографию, посвященную исследованию идеи миротворчества в русском общественном сознании X-XIX вв.
В данном исследовании прослеживаются миротворческие идеи с Древней Руси, когда представления о войне и мире регулировались христианским вероучением до начала XIX века, когда происходит секуляризация культурных представлений о мире и войне и доминирующей становится философия Просвещения. Просматриваются и идеи второй половины XIX - начала ХХ века. В книге приводятся многочисленные и красноречивые примеры посредничества Церкви в межкняжеских распрях, фиксируется различное отношение к насилию в древнерусских религиозных памятниках, делается попытка выяснить его истоки. На Руси, которая с момента крещения во многом находилась под влиянием византийской религиозно-правовой культуры, "война признавалась как неизбежное зло, и церковь относилась к войне именно как ко "злу", сохраняя правила, запрещающие священникам участвовать в военных действиях, и налагая епитимьи за убийство на войне даже на мирян". В XV веке ситуация меняется, и "в посланиях и грамотах московского происхождения настойчиво проводится мысль о том, что погибшие на войне за "православное христианство" будут удостоены мученических венцов". Таким образом, "мы можем говорить не о воспроизведении "византийской модели", а о создании новой идеологии "священной войны", чуждой Византии". Идея священной войны хорошо вписывается в общую ориентацию русской культуры конца XV - середины XVI веков, ориентацию на Восток. Падение Константинополя и падение монголо-татарского ига (оба эти события совершились на глазах одного поколения) сделали молодое Московское государство наследником двух великих империй. А недоверчивое отношение к Западу как к миру греха усилило представление русских об их принадлежности к миру именно восточной культуры.
В "Ономастиконе", источнике беспристрастном, составленном С.Б.Веселовским, представлены имена, фамилии, прозвища людей различных социальных слоев. XVI век - период широкой экспансии турок в Европу, время церковного раскола и начала религиозных войн. Идеализируя Турцию, европейские публицисты видят в ней антипод европейского мира. Таким образом, ислам, православие и война оказываются в едином смысловом пространстве. Ценности каждой из этих систем, комбинируясь между собой, и породили концепцию священной войны в русском религиозном сознании XV-XVI веков. Мощная волна европеизации, начавшаяся реформами Петра I и продолжавшаяся на протяжении всего XVIII века, прервала традицию, идущую от Древней Руси.
В целом, статьи сборника сконцентрированы на одной из универсальных для русской культуры идей - идее мира, что само по себе чрезвычайно важно. Сборник ценен также, как открытие новых исследовательских перспектив.
Для специалистов, занимающихся исследованием различных вопросов истории русского и российского государства, истории Русской Церкви, истории русской культуры, истории возникновения и развития различных общественно-политических течений в русском обществе, истории русской философии, для преподавателей, студентов и аспирантов исторических и философских вузов и факультетов.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Белякова Е., Вишленкова Елена Анатольевна, Балуев Б. В. |
Издатель | Наука |
Год издания | 2003 |
ISBN | 5-02-009812-4 |
Размеры | 60x90/16 |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Кол-во страниц | 503 |
Отзывы (0)
Добавить отзыв
Книги: История России до 1917 года - издательство "Наука"
Книги: История России до 1917 года
Категория 63 р. - 94 р.