Отзывы на книгу: Хирург (Марина Степнова); АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2019

223 р.

Где купить

Отзывы (51)


  • 4/5

    Комплекс Творца
    Красота - страшная сила.
    Аркадий Хрипунов пластический Хирург экстра-класса, селфмейдмен, преодолевший путь от убожества барачного детства с вечно пьяным отцом в провинции до клиники имени себя и столичной роскоши. Дизайнерская квартира, "Ягуар" и прочее в том же духе прилагается. Одинокий, он не подпускает к себе достаточно близко никого, кто мог бы распознать одержимость в этом успешном человеке с привычками анахорета. Хрипунов грезит мировой гармонией, которая, будучи воплощена в образ женщины, станет той красотой, что спасет мир.
    Род мономании с этим нелюдимым мальчиком с рождения, и если вы верите в переселение душ, то согласитесь, что его тело стало вместилищем для мятежного духа Хасана ибн Саббаха, религиозного фанатика, прославленного беспримерной жестокостью, и основателя одной из средневековых исламских еретических сект. Вернее не вселился, а подселился в несчастного мальчишку, подавив и запугав его собственную измученную этим соседством живую душу, но взамен наделив тело лазерной точностью в манипуляциях с колюще-режущими приборами. Собственный талант такого рода Саббах использовал для устрашения и подчинения, герой создает его посредством красоту.
    Он видит в своих снах лицо, которое должен создать. Проблема в том, что пластическая хирургия не всесильна,и не может сделать кого угодно из любого человека, вопреки тому, что показывают нам в кино. Коррекция возможна лишь до определенного предела. И вот, стечением обстоятельств, он встречает ее, молодую провинциалку, которая живет в замызганной общаге, где-то там учится, чем-то увлекается, о чем-то мечтает. Имея при этом идеальную линию скул и носо-лицевой угол. Ну, положим, о чем мечтает секрет полишинеля, как всякая девочка, о прекрасном принце. Что ж, он станет ее принцем.
    В "Хирурге" можно увидеть очередную, довольно печальную интерпретацию мифа о Пигмалионе. Можно - легенды о Люцифере, который вознамерился сравняться с Творцом, восстал и был повержен. И наверняка, если покопаться в мифологии, можно привязать еще к каким-нибудь архетипическим сюжетам. Но если честно, не понимаю, каким боком сюда пристегнут ибн Саббах. То есть, абсолютно. Такое ощущение, что для объема, к основному повествованию приметана история демонического сектанта, никак сюжетно не оправданная и не несущая никакой смысловой нагрузки, кроме той, что вот бывают такие злодеи.
    Марина Степнова немыслимо хороша как стилист, уровень удовольствия от ее словесной вязи сопоставим с радостью от набоковской затейливой прозы, и если бы я читала только ради эстетических восторгов, оценила бы этот роман выше.

  • 5/5

    В целом книга мне понравилась. Хороший язык, богатый на эпитеты; узнаваемый стиль автора; какая-никакая, а философия присутствует. Однако роман меня не очень захватил. Прочитала довольно быстро и с интересом скорее из-за желания сравнить мои ожидания с концовкой. Концовка оказалась предсказуема. Но прочитать, наверно, стоит, как пример начала писательского мира Степновой. Ну или если вам интересны кое-какие подробности из жизни хирургов. Врачебного цинизма в книге хватает. Но если тот, кто работал с мёртвыми, по сути относился к людям возвышенно; то главный герой, работая с живыми, людей ненавидел. Парадокс? Нет, вот и так бывает.

  • 4/5

    Ковидный бред с перекошенным обонянием. Роман воспринимается, как слащавое предвкушение кровопролития. Смакование мерзости и ползучего безумия - со страницы на страницу. Неприятно, что это затягивает. Написано безусловно талантливо, но, Господи помилуй, какая несусветная дрянь и гадость !

  • 2/5

    Не понравилось! Какое -то нагромождение сюжетных линий и не нужных деталей.
    Читается -тяжело. Повествование- вязкое. Ожидала большего.

  • 4/5

    Не хочется обижать автора, но говоря откровенно, в двух словах-Хрень какая-то. Продираешься через текст как через непроходимые заросли, слишком нудно и надумано.

  • 1/5

    Ужасно. Жаль потраченных денег. Невнятно, тяжело, попытка сделать что-то оригинальное? Сильно разочарована. «Тягомотина» какая-то. Нет предупреждения на обложке, что содержит нецензурную лексику. Больше этого книг этого автора покупать не стану. Разочарована.

  • 2/5

    Полное разочарование. Герои, искусственно соединенные в повествовании, прерывистый слог, обилие обсценной лексики(зачем?).Странное любование жизнью захолустного городка. Зачем-то подробное описание хирургических инструментов. Ну , да, части-то несоединяемые надо же каким-то образом соединить. Ну, да, задумка автора. А вот интересно, прочитал ли кто-нибудь этот невероятно интересный каталог до конца? Мне кажется, писательница больше думала об оригинальности, чем о том, чтобы роман привлек внимание читателей чем-то более стоящим.

  • 4/5

    к сожалению, не впечатлила. «Мешанина» какая-то! Зачем надо было перечислять такое количество хирургических инструментов, мне невдомёк. Что за «перепрыгивание» с «эпохи» на «эпоху»? Непонятна аналогия 2х людей, возомнивших себя Богом. Мрачно, некрасиво и грустно… . Еле-еле добралась до конца книги

  • 5/5

    Смешанные чувства остались от романа.
    С одной стороны - шикарно написано, образный язык, не банальные сравнения, все очень к месту, очень волшебно. Современная классика как я ее себе представляю.
    С другой стороны - сюжет как-то не задался. Не буду спойлерить, но весь роман у меня возникало два вопроса: почему и зачем? Зачем была эта линия наемного убийцы, который (понятно) реинкарнировал в Аркадия, но как это отразилось на линии Аркадия? Да никак. Зачем Аркадий слепил инфернальное существо из Анны, чтобы что? Не ясно.
    Было впечатление, что Марина Степнова торопилась, хотела побыстрее завершить роман и оставила сферический эпизод в вакууме. Потому что.
    Но великолепный язык перекрывает все, советую прочесть.

  • 4/5

    Это не моя любимая книга. Вряд ли я перечитаю ее еще раз, хотя бы потому, что это очень сильно похоже на "Парфюмера". Но я осталась под большим впечатлением от того, как эта девушка пишет. Эта книга намного хуже, чем два других ее произведения "Женщины Лазаря" и "Безбожный переулок", но честно, даже не ожидала, что наша отечественная писательница способна на такую прозу. Советую заострить внимание на этом авторе.

  • 1/5

    «После прочтения-сжечь». Прочитала это произведение достаточно давно. Естественно, до этого была знакома с автором по произведению - « Женщины Лазаря». После данной книги к автору я точно больше не вернусь. Считаю, что литературное произведение не должно быть таким уродливым. Если в книге и был смысл, то я его не уловила. Недавно дала маме прочитать данную книгу. У неё впечатления те же. Недоумение от того как такое можно писать и издавать. Бред, грязь и язык не поворачивается назвать это книгой.

  • 5/5

    Отвратительная книга!!! Очень много воды в книге. Можно было просто как рассказ издать. Перегнула с "умными" слова. Учится, учиться и ещё раз учиться! Тем более если дело касается религии! Не лезьте туда, чего не знаете и не понимаете!!!

  • 1/5

    Я просто читатель и не претендую на самую умную рецензию, но прослушав "ХирургА" М. Степновой не могу отделаться от гадкого послевкусья. Меня изваляли в грязи, а смысл? Я должна верить, что Хрипунов БОГ ? Но я содрагаюсь от ужаса, он же психически больной, и о какой красоте может идти речь если он НИКОГДА и НИКОГО не любил (даже родителей).Априори такой человек не может быть даже гениальным хирургом - он должен прежде всего любить своих пациентов. Красота, как и любое хорошее дело рождается в ЛЮБВИ. А вот "Женщины Лазаря" понравилась. трое суток не выходила из дома и слушала и слушала. В ней я нашла даже ответы на свои вопросы, которые мучали меня давно. А в ХИРУРГЕ не нашла ничего, а только потеряла время.

  • 5/5

    Боялась читать эту книгу после потрясающих "женщин лазаря", не хотелось разочаровываться в авторе, да и негативных отзывов достаточно. Но рискнула) Книга понравилась очень, жалко только, что довольно небольшая, быстро прочитала

  • 3/5

    Не понравилось совершенно и категорически! Какое-то жалкое подобие то ли на «Парфюмера» П.Зюскинда, то ли на «Пигмалиона» Б.Шоу. Не совсем поняла наличие двух сюжетных линий в романе, так как в итоге они так и не пересеклись никаким образом. Да и читать древнюю восточную историю про Хасана было скучно, а история про Хрипунова оказалась ужасно примитивной. Зачем-то используется откровенная матерная лексика, от которой меня передёргивало, так как вставлена она очень неумело и грубо. Язык скуден и беден, сюжет неинтересен, так что нет ни эстетического, ни интеллектуального удовольствия. В «Женщинах Лазаря» хотя бы сюжет мне показался привлекальным. В общем, на этой книге знакомство с творчеством Степновой я заканчиваю навсегда.

  • 3/5

    Очень похожа на Парфюмера. Не понравилась. Жутковатая. Кому хочется в очередной раз убедиться, что без любви получается только разрушить, вперед.

  • 1/5

    Очень плохо - не советую

  • 1/5

    если подобные произведения упоминаются на премии " Русский Букер" ,то в нашей литературе все очень печально. Это первый мой отзыв на литературное произведение за мои 45 лет жизни, вот до чего довела меня Степнова своей писаниной,в предисловии сказано ,что произведение уровня " Парфюмера", так вот это просто смех

  • 4/5

    Вот даже и не знаю, понравилась мне книга или нет. Да, что-то есть от "Парфюмера": то же описание жизненного пути героя без прикрас, дабы показать читателю откуда такое берётся, тот же принцип - я пойду по трупам, но достигну того, чего хочу... Но как-то тяжеловато, громоздко. Читать - не читать - пусть каждый решит для себя сам.

  • 5/5

    Это первая книга Степновой, которую я прочитала. Невероятная! Много прилагательных, характеризующих действие или объект или человека. Порой совершенно неожиданных, но от этого делающих повествование еще более объемным, округлым и живым. При этом нет нудного не несущего смысловой нагрузки про погоду и природу. После этой книги была и вторая, и все остальные тоже прочитаю. Но, вот жаль, что у нее так мало издано...
    Критики правы, книга, действительно, чем-то отдаленно относит к "Парфюмеру" Зюскинда. Но совсем другая. И две линии разных времен и людей кажущиеся без всякой взаимосвязи. И финал ожидаемый и неожиданный...
    Читать! Обязательно читать!

  • 5/5

    Обожаю Степнову! Мы с подругой в давнем споре, кто лучше Степнова или Улицкая. Без сомнения Степнова! И это на мой взгляд "Хирург" - лучшая ее книга. Для меня она не была мрачной или нуаровой. Читая, я видела яркие красочные персонажи, их истории жизни, живые, интересные характеры. Концовка была ожидаемой, но мне было интересно дочитать. Я смакую ее книги, мне нравится переплетение повествований о прошлом и настоящем. Древний восток и наши дни, мистика и реальность, война и мир - всегда беспроигрышное сочетание. К тому же концовка в самом лучшем виде - как хочешь, так и понимай, что хотел сказать автор.

  • 5/5

    Наверняка, многие знакомятся с Мариной Степновой через премиального "Женщин Лазаря". У меня как-то получилось, что "Хирург" был первый. Так получилось, что он "зашёл" у меня в одном комплекте с "Библиотекарем" Михаила Елизарова, и в целом для меня это получился один большой нуарчик в разных сюжетах. "Хирург" держит в напряжении настолько же, сколько и "Тибибо" в песне Вени Дркина: "Кукла с оскаленным ртом, с острыми зубами - я люблю эту куклу". После прочтения "Хирурга", наверное, надо попросить у дежурной сестры укольчик феназепама, разрешенный твоим лечащим врачом-психиатром, уйти в палату, отвернуться к стене, и постараться успокоиться.

  • 1/5

    Жестокая и плохая книга, осадок и брезгливость, зря потраченное на прочтение время.

  • 5/5

    стр.5
    Да, маленький Хрипунов трусил, как и положено в детстве, множества вещей... И к страхам этим МЕШАЛАСЬ ПОЧЕМУ-ТО В ЖИЗНИ НЕ ВИДАННАЯ ПУСТЫНЯ... Со снами у маленького Хрипунова вообще было не все в порядке... СНАЧАЛА ВСЕГДА ПОЯВЛЯЛАСЬ ПУСТЫНЯ. Потом выползала голова и принималась бубнить и завывать. И начинало наплывать на Хрипунова огромное невнятное ЛИЦО. И Хрипунов замечал цветок и прикрывал его, и Лицо под вой головы начинало наливаться таким невиданным светом и смыслом, что Хрипунов просыпался от ужаса и невыносимого счастья. /Это второй раз про Лицо/. 
    23 МАЯ 1975 года Хрипунов проснулся от непривычного чувства — БОЛЕЛА ГОЛОВА...  И с утра он как будто постарел лет на 10. Почти взрослый 12-летний человек...
     /т.е. он родился в 1963г. Ну да,вот же дальше - (пребывание его в феремовской гостинице) - прямо написано: Я, Хрипунов, 1963 г. рождения/ ...с изможденными складками у рта и сухими оранжевыми глазами...   Хрипунова проткнуло невероятной болью, сквозь которую он увидел прямо перед собой огромное, во весь мир ЛИЦО — как будто в том сне, только лицо оказалось женским. Женщина улыбнулась, и Хрипунов вдруг сразу ВСЁ ПОНЯЛ, и перестал бояться, и провалился во тьму СОВЕРШЕННО СЧАСТЛИВЫМ. ...Когда на 10-ые сутки Хрипунов очнулся, он понял, что в мире произошло что-то странное, сделавшее его, мир, непонятным и даже неприятным, только было неясно — что, и в чем неприятность и непонятность заключается. ...Он помнил лишь, как женщина ему улыбнулась, и с этой улыбкой, с лицом женщины связалось ощущение удивительного и прекрасного покоя, гармонии. ...И Хрипунов, наконец, понял, что вокруг не так. Люди. Они оказались чудовищно некрасивы. Даже хрипуновская мама. Все. Невозможные уроды. Просто Хрипунов этого раньше не замечал.
    /т.е. после встречи с этим женским ЛИЦОМ все люди стали казаться ему уродами. Точно так же, как мальчику Каю в "Снежной королеве" после того, как в его глаза и сердце попали осколки дьявольского зеркала/
    /А вот первая встреча Исама и Хасана./ 
    Исключение было единственное — Исам,  коротконогий, сутулый, немолодой. С плоским нездешним лицом и жутковатыми раскосыми глазами. Черт его знает, откуда и забрел в наши края. ...не дожидаясь никаких вопросов и предисловий, Исам сказал в воздух перед собой — 963-й и 2-й, пожалуйста. Разумеется, две тысячи. Хасан и опомниться не успел, ошалелый от того, что тот лопочет какую-то хрень, непонятную белиберду, — как ГОЛОС что-то подсоединил, замельтешили какие-то полосы, ЛИЦА, одно почему-то смутно и неприятно знакомое /лицо его дочери? - см. начало части 3/ И вот уже псих удовлетворенно кивает головой — ну, в общем, все как я и предполагал — и говорит. Меня зовут Исам. И я буду служить тебе. …И служил. Так служил, что ибн Саббах простил Исама целых два раза. В первый раз за то, что тот наплевал на собственную смерть. И во второй раз — за то, что догадался заглянуть в будущее так далеко, как не догадывался заглянуть и сам  Хасан. А, может, и не догадался бы. Нет, конечно, он спросил потом у голоса, что за цифры такие дурацкие, что за даты, к чему такая даль? Что там будет между не знамо каким 63-м и неведомо вторым? Это от какой вообще точки отсчета?..
    /А ЭТО ГОДЫ ЖИЗНИ Хрипунова: 1963 - 2002
    39 лет ("через 10 дней МНЕ ИСПОЛНИТСЯ 40 ЛЕТ" - см. конец текста)/
    ...Каждый волен толковать Коран так, как ему подсказывает душа.
    /Это один из основных принципов шиитской секты исмаилитов. Но не исмаилитской секты ассасинов - см. выше "Религиозное учение исмаилизма"/
    А ЕСЛИ ДУШИ НЕТУ? — поинтересовался Хасан. /т.е. теперь у него души уже нет/ Тогда надо ждать — посоветовал голос и пояснил — Исам — значит, ОХРАНЯЮЩИЙ.
    /т.е. Исам - как бы ангел-хранитель и Хасана и Хрипунова/
    часть 3 
    Хасан увидел перед собой женщину. ...молчала не только женщина. Голос тоже молчал. Да что молчал — Хасану вообще ни разу не говорили об этом, а ведь он наизусть знал свою собственную жизнь, ни в одном эпизоде не было этой женщины... ...Хасан увидел ее беременный живот, внутри которого плавал ребенок — мальчик,.. и все искал кого-то мутными глазами... Наконец, глаза его нашли Хасана и сразу успокоились, и вокруг зрачков начал расползаться ЗОЛОТИСТО-КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ, СЛОВНО туда КАПНУЛИ ЙОДА. Мальчик, не сводя с Хасана ЯРКОГО взгляда, улыбнулся... Ты кто такая?!! —Ля тахким илла иллах, — мягко ответила она. Судить вправе только бог. /т.е. она его прощает? Во всяком случае, не судит, не осуждает/  И тут Хасан поднял голову и посмотрел женщине в лицо, очень знакомое — и не удивился. Ему больше нечему было удивляться, он все понял, то есть это раньше он думал, что все понимает, но только теперь по-настоящему понял ВСЕ /.../
    Хасан лежал на лежанке, той самой, на которой его старшая жена 30 лет назад родила девочку. Ты не скинула её тогда... Младшая жена не ответила. Не скинула, повторил Хасан, ЭТО БЫЛА ОНА. И С ХАСАНОМ-МЛАДШИМ ТОЖЕ. Я знаю. ОНА...
    Хасан знал всегда, что убьет Хасана-младшего. ...Да, его было жалко, он был хороший воин. Вот кому бы Хасан ПЕРЕДАЛ и Аламут, И СВОЮ ЧЕРТОВУ БОЛЬ, и свои ЧЕРТОВЫ /вот уж воистину!/ дела, но Хасана-младшего НАДО было убить. И он убил. Семь месяцев прошло. А в ушах до сих пор хрустела дорога, по которой он спускался в долину, где его четвертый и лучший сын, Хасан-младший, назначил свидание женщине, имени которой Хасану не сказали... Откуда-то появилась большая собака, посмотрела на Хасана ЯРКО-РЫЖИМИ СПОКОЙНЫМИ ГЛАЗАМИ, догнала, прижалась к ноге, всегда его любили собаки и никогда не боялись — даже такие вот полудикие пастушеские зверюги... Одно  движение клинка. Когда Хасан разлепил веки, Хасан-младший был уже мертв. И ни собаки. Ни женщины. Ни одной живой души в доме /.../
    ЗНАЧИТ, ЭТО БЫЛА ОНА.На младшую жену Хасан больше не глядел. Наутро со всех проворонивших Хасанов кошмар содрали кожу. А через неделю незаметно умерла младшая жена /.../ Хасан стукнул в бубен. Ос-венн-цимм — отозвался он, но Хасан покачал головой — не время еще… Слишком рано..
     
    стр.5. продолжение следует

  • 5/5

    "Хирург".
    Многие пишут о "практически никак не связанных двух сюжетных линиях". Да, линии две, но сюжет, по сути, один. Просто мы не умеем внимательно читать (и перечитывать!) текст.
    Пройдёмся по тексту ещё раз , последовательно, внимательно. Тогда многое становится понятным. Хотя и вопросов и недоумений остаётся много.
    Но если почитать ещё и о принципах ислама и исмаилизма, то некоторые вопросы и недоумения, возможно, тоже будут сняты.
    "Пройтись" придётся по длинному тексту, так что отзыв будет на нескольких страницах.
    часть 1
    Хрипунову плевать было на людей. Хрипунов хотел стать Богом.     /Плевать на людей, и при этом хотел стать Богом. Ладно, мало ли какие бывают сумасбродные хотения/ 
    И он стал Богом.Он. Им. Стал. /А вот это уже... Возможно ли стать Богом, да ещё с большой буквы, тем более, если "на людей плевать"? Может быть, это он сам (или кто-то) так посчитал своим нездоровым разумом?/
    Хрипуновская мама родилась счастливой, и умерла счастливой, всю жизнь мирно проносив в крови НЕВЕДОМУЮ ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ЧЕРВОТОЧИНУ. Ей повезло. Хрипунову — нет. ...И быть бы Хрипунову банальным Иваном, если бы не... Хасан ибн Саббах.
    /Всё сказано практически прямым текстом: Хрипунов - потомок Хасана. И это предположение возникает после первого же прочтения романа. Повторное чтение великолепно подтверждает это/
    /А вот, собственно, первое появление Исама (в эпизоде рождения Хрипунова), правда, имя Исам пока не названо/ 
    Хрипунов зажмурился, чтобы не видеть, как спешит кривоногий немолодой ангел с неясным, но очевидно азиатским лицом, что-то  дожевывая и вытирая о крылья персты, которыми следовало замкнуть новорожденному всезнающие уста. 
    /Это в самом начале. И, собственно, всё уже обозначено: что это не обычный новорожденный, а что у него всезнающие уста и что этот ангел должен их замкнуть. Но когда читаешь первый раз, об этом как-то не задумываешься, т.к. абсолютно не в курсе, что там будет дальше. Думаешь, ну ангел, принимает младенца, ладно... А почему он, ангел, такой - кто его знает... (кстати, почему он такой - МОНГОЛОИДНЫЙ - это непонятно и по прочтении всего романа). А всезнающие уста... кто его знает, может, автор считает, что каждый младенец рождается всезнающим, но не осознаёт этого.../ 
    /Прочтём внимательней и следующий за этим текст:/
    ...боль стала видимой, как свет — конус ЧЕРНОГО, КИПЯЩЕГО СВЕТА, пронзивший макушку новорожденного и достигший глубин неба.  /тот же луч чёрного света, который бил в темя Хасана - см. ниже/ 
    Мальчик, сказал незнакомый ГОЛОС.  /это,конечно, не голос акушерки или врача, как можно подумать, а - либо ангела, либо даже тот самый ГОЛОС/
    ...боль отхлынула, и на смену ей пришло ЛИЦО — безмятежное, странное и такое огромное — во весь потолок, во весь мир, во все небо — что хрипуновская мама даже не поняла — мужское оно или женское. /впервые упоминается ЛИЦО/ 
    Мальчик, — повторил голос. — 22 АВГУСТА. 900-ЛЕТНИЙ КРУГ ЗАМКНУЛСЯ, песок на аламутских камнях крутануло обратной спиралью, и хрипуновская мама облегченно потеряла сознание. Хрипунов родился с длинной чернявой челкой и тремя складочками на лбу. Складки были сложены в правильный треугольник, вершиной вверх /знак, клеймо?/, и придавали крошечному лицу какое-то странное выражение… Неприятно осмысленное, что ли. Ну, как если бы в комнату вошла обычная домашняя кошка и, сузив глазищи, вежливым голосом попросила... 
     ...Вот глазки у хрипуновской мамы были странные — непроницаемые, чересчур быстрые. Да и некоторая раскосость —  необычный, редкий разрез. Не такие глаза должны быть у женщины, за спиной которой сотни поколений скучных тихих землепашцев. Пожалуй, единственный, кто, заглянув в эти глаза, смог бы понять хоть что-то, был Хасан ибн Саббах. Но он умер в 1124 году."
    стр.1. продолжение следует

  • 2/5

    Произведение с претензией на философский роман. Мне не понятны две параллельные линии двух героев, я все ждала до финала, что они где-то пересекутся, искала какую-то связь между ними. Не дождалась. Мое мнение, что в романе много ненужной информации для читателя - поток медицинских терминов известных только медикам, которые отделяют главы, обрывки исторических событий Востока, которые никак не связаны с главным героем Аркадием Хрипуновым (Хирург). Аналогии с романом Патрика Зюскенда я абсолютна не нашла, хотя на обороте издания заявлен именно этот момент...прочитать можно, но ярких впечатлений книга не оставила...ни положительных ни отрицательных...

  • 5/5

    Не самое запоминающееся произведение из творчества Степновой: путаный роман, много перескоков из эпохи в эпоху, атмосфера мрачная, циничная, нуаровая. Героям не сочувствуешь, но читается увлекательно, очень в стиле автора.

  • 1/5

    "Хирург" прочитала сразу после поразившей книги "Женщины Лазаря".
    Насколько удивителен язык "Женщин", насколько приятное послевкусие после прочтения, настолько тягостное впечатление оставляет мрачноватая сюжетная линия, беспросветность и недосказанность "Хирурга". Одни тягостные вопросы, две практически несвязанные линии, одна уродливее другой. Жестокость, подлость, полная, пошлая беспросветность и безрадостность. Разочарование.

  • 4/5

    Читаю все книжки М. Степновой – талант несомненный. Но! то ли душа ее мечется, то ли перо… В «Хирурге» текст перегружен метафорами… понятно, что это стиль, но перебор (мне так показалось). Перечисление инструментов опять перегрузило текст и ничего не добавило. То великолепно написанное детство, то кровища льется реками в каком-то далеком веке… Конец невнятен настолько, что если прочитать эту книжку первой из списка, то вряд ли возьмешь другую… Будто надоело и быстро нужно закончить… В целом: люблю автора за владение словом, чувство юмора, есть гениальные куски… Жду следующие романы…

  • 3/5

    "Хирург"-первая прочитанная книга этого автора. Несколько разочарована... Во-первых, не могу принять использование нецензурных слов в литературном произведении, даже если они иллюстрируют определенный уровень и уместны в описании ситуации... Во-вторых, разрозненные две сюжетные линии не соединились у меня в единое произведение... возможно, я не смогла оценить идею автора и "сложить пазлы". Сам слог и стиль изложения-скудноват (именно в контексте того, насколько шикарен и просто бесконечно поражает филигранностью язык автора в "Женщинах Лазаря".... настоящего удовлетворения от прочтения книги не получила...

  • 3/5

    Нет никакого сравнения с книгой «Женщины Лазаря». «Хирург проигрывает».Очень понравилась часть, посвященная детству и юность главного героя, а вот остальная часть его жизни, а главное, психологический мир и внутренняя составляющая недодуманы автором. Непонятно, с какой целью автор периодически перечисляет множество медицинских инструментов. А в целом можно прочитать, но без фанатизма

  • 3/5

    Несмотря на то что это первое произведение автора, я познакомилась с ним в последнюю очередь: прочитаны и "женщины лазаря" и "безбожный переулок" и где-то под гроссето". Удивляюсь насколько похожи у степановой главные герои: недолюбленные в детстве, успешные и талантливые люди, не умеющие любить. Это тема несчастного детства настолько ярко раскрыта, описана и разжевана в каждом произведении, что кажется автобиографичной. Эта книга захватывает, даже скорее затягивает в тяжелое, муторное, какое то липкое и беспросветное повествование. О человеческом эгоизме, жестокости и отсутствии морали. Написано неповторимым языком метким и циничным. Книга понравилась, если бы не странный сюжет нераскрытый и не совсем понятный, который можно трактовать двояко.

  • 3/5

    Прочитал Хирурга и переулок. Совершенно самобытный русский язык. Даже не верится, что им можно так владеть. Очень интересный писатель.

  • 5/5

    Врач исцели себя сам
    Если не вдаваться в длинные словесные потоки критики и симпатий, то могу сказать одно- книга впечатлила скорее своим неповторимым стилем и слогом. Тогда как сюжет самый тривиальный. Судьба Хирурга Огарева - это судьбы, по сути очень многих гениев, и даже не гениев от медицины. Это схематично стандартное клише отношения к себе, к людям, к профессии. Цинизм, эгоизм и тщеславие. Амбиции на грани беспредельного равнодушия к больным. И как следствие и к коллегам, и просто здоровым людям.
    Огарев сам жертва системы , но оттого автоматически и палач для своих близких. К которым он собственно сам не особо то и тянется. Он скорее просто принимает , но на отдачу скареден и жестокосерд. Вторая сюжетная линия в книге могла бы стать вполне отдельной историей. Однако не стала, а в контексте написанной не очень связана глубокой связкой с историей самого Огарева. Скорее это попытка автора внести некий магический реализм в основную линию сюжета, заинтриговать, эпатировать.
    . Не понравилось в книге перечисление инструментария между главами. Даже как возможные разделители глав они мешают восприятию и утомляют . Одним словом, интересно об обыденном. Но не шедевр.

  • 2/5

    Книга "Хирург" была прочитана достаточно быстро, так как, к счастью, она небольшая по объему. Шрифт крупный, бумага плотная, поэтому на чтение много времени не ушло.
    Впечатления очень странные от этого произведения.
    В романе две линии. Одна про пластического хирурга, другая про Хассана ибн Сабаха. Как они переплетаются друг с другом читателю знать, по-видимому, необязательно.
    История про пластического хирурга весьма туманна и неубедительна. Прочитав первые две части этого романа, узнаем о том, как родился будущий пластический хирург, (подробно описаны роды матери Хрипунова, отношения внутри семьи). Мы узнаем о том, что отец будущего пластического хирурга был пьяницей, умер от болезни печени, узнаем о том, что никто не рассчитывал, что Хрипунов-младший захочет стать хирургом, узнаем о том, почему Хрипунов не любит сладкого, что весьма убедительно...но ничего мы не узнаем о том, каким был внутренний путь в профессию врача-пластического хирурга у Хрипунова-младшего. Следовательно, из первых двух частей романа, можно было бы смело убрать 150 страниц текста, а вместо них дать краткую характеристику неблагополучной семьи.
    Четко построенного романа как жанра я не увидела в этой книге. Текст задает один вопрос за другим. И читатель, видимо, должен сам на них ответить. Например, с какой целью так долго и натуралистично описаны роды матери Хрипунова, ни какие мотивы и скрепы держат эту семью как ячейку общества. Наверное, это критика того времени... Но насколько она объективная?
    В романе нет героев, противопоставленных главному, поэтому трудно сделать вывод о том, положительный он или отрицательный... и дальше больше...
    На основе чего строится конфликт героя с окружающим миром, как этот конфликт он переживает, кто ему помогает - неизвестно.
    В общем, роман слабый и непродуманный до конца. Жаль потраченного времени и денег.

  • 2/5

    Читала запоем, прочитала - никакого впечатления не осталось! После действительно потрясшего меня "Женщин Лазаря", этот роман не оставил после себя ничего. Очень жаль!

  • 2/5

    Прочитала "Хирурга" М. Степновой также после "Женщин Лазаря". В чём не откажешь автору - занимательность сюжета, умение держать читателя в напряжении до самого конца, способность создать запоминающиеся образы и их характеры... Всё это есть и в "Хирурге", но... после чтения - запоем, отложив все домашние дела, понимаю, что - ничего не понимаю. Последнее слово в книге напрягло особенно: "Бог", именно так, с большой буквы, в ответ на вопрос : "Кто умер?"...
    Что хотела сказать автор своей невнятной, неоднозначной концовкой? Понятно, что Хрипунов - потомок ибн Саббаха, что он талантливый пластический хирург, в то время как ибн Саббах - гениальный убийца
    но при чём тут Бог?! Лицо, мучающее в кошмарах маленького Аркадия и взрослого Хрипунова - это кто? То, что Хрипунов создал из затурканной провинциалки модель с этим самым лицом - это типа Пигмалион? Если речь идёт о Боге, то где любовь? ведь Бог - это любовь... Несчастный, закомплексованный Хрипунов-младший - что он ищет в жизни - любовь? избавление от кошмаров? кому что он пытается доказать, добившись в жизни так много? почему убивает себя? ...
    Уважаемый автор, ваш замысел настолько крут, что простому читателю, к сожалению, не добраться до сути. После чтения "Хирурга" остаются вопросы без ответов, налёт раздражения и тягостное чувство разочарования. Увы.

  • 4/5

    После Славниковой, Улицкой и Рубиной, понял, что "женский роман", должен писать мужчина. Хотя рассказы уже названных, и ещё одной, подразумеваемой, - совершенно очаровательные. Один писатель, не буду называть, сказал, что научить писать нельзя, но стирать написанное должен уметь каждый писатель - без этого нет творчества. Степнова именно этому и не научена. Интеллектуалка, энциклопедистка, полиглотка, поэтому язык её произведений яркий, хотя и с большим излишком всего, на что оказалась способна современная русская литература. К чести автора, ни разу не заметил модных словечек, типа «изначально». Но всё же, постоянно хочется оторваться от чтения, потрясти головой, вдохнуть свежего воздуха и оглядеться вокруг — осознать себя в привычном трёхмерном пространстве. Я понимаю, самого автора слишком много и все экзотические слова не вмещаются, а мыслям просторно, и так хочется, чтоб всяко лыко да в строку. Сам такой, потому и бросил это занятие. Однако, в писательском деле есть свои законы и отменить их - лишь себе во вред. Итак, жизнь героев романа - это придуманная жизнь, такой жизни не бывает, изучить её по Википедии нельзя. Уболтать читателя медицинской терминологией, бесконечными фекально-менструальными психологизмами, рвотными массами, женским матком, арготическим сюсюканьем - нетрудно, и все эти сиськи и жопки, мошонки и влагалища, как редкостные завлекалочки, возможно, кому-то импонируют, но не мне. Прямая речь отменена вообще, видимо, из экономии места и времени, отсюда не совсем понятно, кто говорит (думает) - автор или герой. Зато прикольно. Главные герои - гении, этакие боги из машины, раз — и князь!.. Судьбы их и психика искорёженные до патологии, любви, - в классическом смысле, - нет, секс вымороченный, некрасивый. Духовная и материальная основа героев и персонажей совершенно бесплотна, быт обобщённый, они ничего не говорят важного и не действуют в соответствии с логикой повествования, диалогов почти нет, за всех и говорит и действует сама Степнова. И, конечно, суицид, как непременность драматургии.
    Перечень медицинского инструментария, как отбивка между несуществующими главами — досадный, но комфортный выпендрёж: удобно пропускать, не читая.
    Средневековая азиатская параллель — также отвлекающая, ни к чему не ведущая тема, хотя, сама по себе могла бы стать прекрасным рассказом или повестью.
    Многословность: даже самая незначительная деталь, действие или просто штрих не обходится без многоэтажных эпитетов, аллюзий и сравнений.
    Множество лишних сцен, и, вообще, много лишнего, читаешь, как прорубаешься с мачете сквозь густопсовые заросли.
    Но больше всего разочаровывает, - это бодрячество, какой-то разудалый, бесшабашно-оптимистский тон повествования, как будто неугомонная активисточка заполошной скороговоркой вычитывает план предстоящих мероприятий.
    И тем не менее, прекрасная глава из «Женщины Лазаря» - «Маруся». В лучших традициях русской литературы. И ещё раз — хороши рассказы, да и в романах есть много мест, где чувствуется рука подлинного мастера...

  • 5/5

    Замечательный роман, хорошая и умная проза, читается неотрывно. Рекомендую тем, кто любит интеллектуальную литературу без занудства. Возможно кому-то покажутся лишними описания инструментария, но поверьте, они повышают градус эмоционального восприятия, как в кино формата 3D.

  • 4/5

    Прочла с трудом...Мое знакомство с литературным творчеством Степновой началось с книги «Женщины Лазаря», которой я была просто очарована. Естественно, появилось желание прочитать другие ее книги. Сначала «Безбожный переулок» – не то…потом – «Хирург», еще более – не то. Язык автора, вроде бы, так же хорош, но сюжет кажется надуманным. К чему эти постоянные перечисления хирургических инструментов? Эти мистические экскурсы в какое-то сомнительное прошлое? В плохую погоду, в плохом настроении читать не рекомендуются. Книжка, на мой взгляд, дипрессивная. Совершенно не понравилась.

  • 4/5

    В полном восторге после Женщин Лазаря, начала читать Хирурга. В самом начале меня покоробил нарочито мужской грубый язык Хрипунова-старшего и неприязнь автора к людям провинциального городка Феремова - сплошь конченые дибилы и бандиты, за исключением залетной столичной штучки - дяди Саши. Снобизм, доведенный до абсурда. Слог чарующий, а больше и сказать нечего. Я вообще смысл не поняла, что хотела донести автор. Странный у нее бог, злой, жестокий. Противоречивый. Обнаружив кучу сваленных на полу шуб, Хрипунов горько думает, так вот как Анна распорядилась его даром, а могла ведь принести мир и покой людям. С чего вдруг такие благородные мысли, резал он ее исключительно из профессионального интереса, пользовал с едва сдерживаемой брезгливостью, никого в жизни не любил и даже души у него не обнаружилось после смерти. С чего такие претензии к простым смертным. Цельности нет в романе, одни обрывки, дыры. Хотела почитать, что думают другие люди о сюжете, расплывчатые мнения. Что это было?. Воплощение Ибн Хассана в Хирурге? Зачем старцу приводили девочек? Короче, я в недоумении. Единственно, что снова получила удовольствие от совершенно неожиданных оборотов речи. А общее впечатление -отрицательное.

  • 2/5

    Книга действительно захватывающая, пока читаешь и ждешь развязки, но окончание столь невнятное и блеклое, что портит все впечатление. После прочтения осталось ощущение, что наелся гамбургеров в макдаке, хочется поскорее переварить, забыть и не вспоминать. Ни одной красивой мысли после прочтения не осталось. Для меня, книга ни о чем.

  • 4/5

    Читаю второй день - не могу оторваться.
    Вчера открыла в метро - думала, почитаю недолго, пока еду 5 станций. Очнулась на Нагатинской (даже как называли станции не слышала).
    Захватывающая книга! Написано очень вкусно..

  • 2/5

    Как и написано в предыдущем отзыве: после невероятных восторгов после искреннех "Женщин Лазаря" "Хирург" смотрится блёкло. Сюжетная линия напоминает о "Парфюмере" Зюскинда, много надуманностей, нелогичностей. Как будто писали два разных человека. ту же ситуацию наблюдала и с "Тётей Мотей" vs. старые произведения Кучерской типа "Патерика" и "Бога дождя".

  • 4/5

    ПарадоксСтепнова собрала в своей книги все, как кажется, штампы, здесь и два, параллельно идущих, времени,и исторический злодей, и ангелы, и демоны, и задрипанная глубинка со всей грустной простотой жизни – мама пергидролевая блондинка, переживающая только за добычу, и папа алкоголик, и шпана дворовая, и бабка сторожиха, и гениальный хирург с разрушенной жизнью, и братки, и Ягуар, и даже чемодан Луи Вуиттон, что может быть примитивнее всего этого набора. Но как только встречаешь: «Хрипуновская мама была внучкой, дочкой и женой заводский алкоголиков, это, знаете ли, больше, чем психология, – это судьба» , все, попадаешь в водоворот, понимаешь, что от книги НЕ ОТОРВАТЬСЯ. Потом смотришь на людей, и кажутся они обычными, может и совсем неинтересными, а кто знает, что за мистика скрывается в их судьбе.
    Это моя вторая книга Степновой, с нетерпением буду ждать нового романа.

  • 5/5

    После "Женщин Лазаря" начал читать этот роман. И хотя он вышел раньше, чем "Женщины", считаю, что его нужно читать вторым. Великолепная проза, вкусный язык, увлекательно выстроенный сюжет. Совершенно волшебный персонаж, сплетение историй Старца Горы и великого Хирурга-пластика. Вылеплен образ Демиурга, но у которого не все получается... И вдруг все заканчивается и заканчивается совершенно непонятно для меня. Финал так и остался мной не понятым, хотя честно перечитал книгу, а затем и несколько раз сам финал. Вывод - достойное чтение, но финал оставляет некую неудовлетворенность...

  • 5/5

    "Хирург" Марина Степнова.Захотелось прочитать «Хирурга» после «Женщин Лазаря» того же автора. Я не разочаровалась. Мне очень понравился этот роман, больше предыдущего, читала взахлёб. Книга мистическая, но мистика экстравагантна: ангел разговаривает по мобильнику, персидский старец в глубоком средневековье читает с монитора…
    Кто-то находит аналогии с «Парфюмером», но мне так не показалось. Для меня этот роман близок к трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха», он мог бы стать четвёртой книгой этой трилогии, он почти о том же: о драме гения, таланта, о гении и злодействе, о важности строгих этических рамок в любом творчестве. В «Хирурге» точно так же скачет повествование: в детство героя, в наши дни, в древность к Старцу Горы. Такое впечатление, что Старец – предыдущая инкарнация Хирурга, судя по снам, общему ангелу-хранителю, одинаковому недугу. Один всю жизнь резал, другой тоже режет, но как эстетический хирург. Он созидает. Пытается воспроизвести лицо, которое преследует его во сне и которое Старец увидел в смертный час. Конец у книги загадочный: в общем – понятно, в деталях – нет. И очень много вопросов. Почему герой назван Богом? Бывает ли Бог не милостивый, а безразличный, равнодушный? Почему ангел не обнаружил души в левом верхнем углу? А над Хирургом был, наверно, ещё какой-то Бог, навязчивыми снами понуждавший создавать Красоту-Страшную-Силу, которая оказалась Силой Убойной. Может, такой Бог по-другому называется?
    Мне кажется, этот роман особо оценят люди рождённые в 60-е: очень достоверное описание того времени, много точных деталей: колхоз «20 лет без урожая», духи «Быть может», улица, магазины…

  • 5/5

    "Хирург" - первый роман Марины Степновой, автора романа "Женщины Лазаря", который гремел в 2012 году и собрал едва ли не все крупнейшие литературные премии ("Большая книга", а также шорт-листы "Национального бестселлера", "Русского Букера" и премии "Ясная Поляна") и стал книгой месяца в магазине "Москва".
    На волне этого успеха, видимо, и переиздали "Хирурга", который вышел впервые в 2005 году.
    Что важно понимать: эти два романа совершенно не похожи друг на друга. И если вы, впечатлившись "Женщинами Лазаря", будете ждать того же эффекта от "Хирурга" - скорее всего, разочаруетесь.
    "Женщины Лазаря" - о любви
    во всех многочисленных возможных ее проявлениях. "Хирург" - об отсутствии любви, о пустоте и вакууме, которые образуются в ее отсутствие
    о жестокости и боли, о равнодушии и бессмысленности.
    В романе параллельно развиваются две сюжетные линии.
    Первая - история жизни Аркадия Хрипунова: начиная с детства и истории семьи и заканчивая вершиной карьеры гениального пластического хирурга, с подробным описанием провинциального города, где он родился, и нравов бандитско-рыночной Москвы 90-х. Эта часть, на мой субъективный взгляд, удалась автору лучше. И она - в описаниях семей и быта, интересных подмеченных деталей-мелочей, отступлениях - более-менее близка к "Женщинам Лазаря" (хотя и совершенно другая по настроению).
    Вторая линия - история средневекового профессионального убийцы Хасана ибн Саббаха, основавшего целый орден безжалостных ассасинов, несущих гарантированную смерть. Эта часть - боевик в духе Александра Бушкова, с чересчур напыщенными фразами и недостаточной правдоподобностью, и она, как мне кажется, гораздо хуже.
    В целом - роман стоит прочитать, потраченного времени он стоит. Но читать его нужно после "Женщин Лазаря" - чтобы знать, какой потрясающий прозаик Марина Степнова, и что недочеты и огрехи "Хирурга" - это все издержки первого блина (который - не комом, но и не идеально ровной формы).
    И если учитывать разницу в мастерстве между "Хирургом" и "Женщинами Лазаря", то стоит только порадоваться за нас, читателей: третий роман Степновой (который, судя по интервью, она пишет) должен получиться и вовсе волшебным.

  • 5/5

    Наконец-то переиздали "Хирурга" Марины Степновой, написавшей очень мне понравившийся в своё время роман "Дети Лазаря". Кстати, последний потом вошёл в шорт-лист премий "Большая книга", "Национальный бестселлер", "Ясная Поляна", "Русский Букер"...
    "Предельно жесткая, беспощадно красивая проза, где история пластического хирурга Хрипунова переплетается с судьбой Хасана ибн Саббаха, персидского Старца Горы и основателя секты ассасинов, где никто никого не любит, где каждый одержим своими демонами накрепко и без всякой надежды на спасение. Это роман о безумии, смерти, зле и… красоте. И о том, что не каждые желания стоят осуществления" - это о "Хирурге".
    Что ж, теперь буду ждать новый роман Степновой, говорят, он почти написан.

  • 4/5

    Савельева Ирина. Неожиданно интересная книга. Читается на одном дыхании, автор сначала глазами мальчика из глубинки, а позже успешного специалиста (Хирурга), подробно описывает ущербную пустую жизнь поколения своих родителей, которые, как он считает, жили и не знали зачем, бездарно гробя ее. Описание матери,вроде привлекательной, следящей за собой женщины, свыкшейся с тем, что ее муж тупое чудовище, и от него никуда недеться, оставляет ощущение уродливости и никчемности. Маленький захолустный городок словно затхлое болото, из которого почти невозможно выбраться, а жители его сплошные уроды, вдохновляет главного героя, Хрипунова, на то,чтобы он стал не просто хирургом, а именно,специалистом в области пластической хирургии, который способен изменить внешность некрасивого человека.Параллельно в книге идет повествование о жизни Хасана ибн Саббаха - пророка и хозяина неприступной крепости Аламут. Описание главного героя, хирурга, и пророка идут как бы в сравнении,но оба они безжалостны и объединяет их страсть к красоте, для обоих - люди - это человеческий материал и не больше, из которого можно вылепить совершенство, удовлетворяющее амбиции существ высшего порядка.

  • 4/5

    Необычный сюжет , немного трудновато в понимании , но в целом интересно.



Где купить (1)

Цена от 223 р. до 223 р. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
223 р.
279 р. -20% Электронная книга Кэшбэк до 14%

01.07.2024
Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года
Промокоды на скидку
Яндекс.Маркет
5/5
Промокоды на скидку
Avito доставка позволит получить любой товар, не выходя из дома

История цены

МагазинПоследняя известная ценаОбновлено
Лабиринт
509 р.
Буквоед
545 р.
04.05.2022
book24
449 р.
21.05.2022

Описание

Марина Степнова - автор романа "Женщины Лазаря" (шорт-лист премий "БОЛЬШАЯ КНИГА", "НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР", "ЯСНАЯ ПОЛЯНА", "РУССКИЙ БУКЕР"), ее рассказы охотно печатают толстые журналы, блестящий стилист, а также главный редактор популярного мужского журнала.

В романе "Хирург" история гениального пластического хирурга Аркадия Хрипунова переплетена с рассказом о жизни Хасана ибн Саббаха - пророка и основателя государства исламитов-низаритов ХI века, хозяина неприступной крепости Аламут. Хрипунов изменяет человеческие тела, а значит и судьбы. Даруя людям новые лица, он видит перед собой просто материал - хрящи да кожу. Ибн Саббах требует от своего материала беспрекословного повиновения и собственноручно убивает неугодных. Оба чувствуют себя существами высшего порядка, человеческие страсти их не трогают, единственное, что способно поразить избранных Богом, - земная красота...

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ИздательАСТ, Редакция Елены Шубиной
ПереплетТвердый (7БЦ)
Год издания2019
Возрастные ограничения16
Кол-во страниц316
РазделСовременная русская проза
ISBN978-5-17-077153-0
Возрастное ограничение18+
Количество страниц320
БумагаОфсетная
Формат132x207мм
Вес0.33кг
СерияПроза Марины Степновой


Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: Современная отечественная проза - издательство "АСТ, Редакция Елены Шубиной"

Категория 178 р. - 267 р.

Книги: Современная отечественная проза

Категория 178 р. - 267 р.

закладки (0) сравнение (0)

12 ms