Отзывы на книгу: Мальчик, которому не больно. Девочка, которой все равно; Детство. Отрочество. Юность, 2014

Где купить

Отзывы (10)


  • 5/5

    продолжение: Как и у Мальчика, героя книги «Мальчик, которому не больно», у Оли есть Бабушка – баба Маня, бабушка Мария. Она – начало всех начал, духовная хранительница рода, светлый и добрый дух, значение которого доходит почти до библейского звучания, и выбранное для бабушки автором имя Мария тут не кажется случайностью. Бабушка не просто спасительница, хранительница, добрая и светлая берегиня, но еще и то нравственное начало, по которому вступающая в жизнь внучка сверяет правильность своего пути, чистоту своих помыслов и намерений. Недаром же Оля тихо восклицает про себя о бабушке: «Душа моя! Совесть моя!»
    Оля ведет с ушедшей из жизни бабушкой диалог, задавая ей вопросы, на которые сама пытается мучительно найти ответ. И один из таких самых главных вопросов Оля формулирует так: «Про жизнь есть великая фраза в Библии: много званых, но мало призванных». Кто зван? Кто призван? Что есть добро, а что зло? Оля ищет ответы вместе с автором и вместе с читателем. Есть в книге «Девочка, которой все равно» сильный и яркий образ лестниц – парадных анфилад для одних, и черных, служебных, грязных – для других. По этим другим карабкаются невостребованные, забытые, ничьи люди. Кто важнее для мира – благополучные и блистательные хозяева жизни, или те, которых в этом мире, может быть, и не ждут вовсе? Что для этих разных людей добро, а что зло? Это только самое начало сложного и трудного разговора, на который отваживается автор.
    Тема, которую Альберт Лиханов раскрывает очень бережно и деликатно, раньше в детской литературе не поднималась, она страшна сама по себе, а в откровенном разговоре с юными читателями – тем более. Васнецовская картина «Аленушка» становится в этой истории своеобразной точкой отсчета. «Студенточка» решает отвести свою маленькую подопечную в музей, чтобы приобщить к светлому миру очищающего и возвышающего искусства. Для Оли «Аленушка» – безусловный символ русской чистоты и красоты. А для Насти из детдома – поруганная душа, с которой произошло то страшное и ужасное, что пережила сама Настя. Как смогут эти две девочки-героини понять друг друга? Как им найти то, что подтолкнет их навстречу друг другу? Ведь не должно же быть так, чтобы человек не был никому нужен. Неправильно это.
    В книге, которую обязательно нужно читать полностью, много значимых, сложных и серьезных тем. Одна из таких историй – тема памяти, история о семейной реликвии студентки Оли, блокадной ложке, которую детдомовка Настя, приглашенная к Оле на чаепитие, «уворовывает» и сдает в ломбард за копейки, чтобы купить потом у узбека чебурек, так сладко и вкусно пахнущий сытой жизнью. Один из самых зловещих образов повести – оценщик в ломбарде. Когда-то Евгений Шварц в сказке «Тень» писал, что в ломбардах работают бывшие людоеды. Оценщик у Лиханова – «людоед» по призванию, бесчеловечный и циничный. Сцену в ломбарде, где тончайше переданы переживания маленькой отчаявшейся и запутавшейся души, можно считать кульминационной в книге. И остается только удивиться и поражаться писательскому мастерству и человеческому таланту Альберта Лиханова, которому удалось вжиться в образ перепуганной, забытой, забитой девчушки, раствориться в нем, и так достоверно, мастерски скупо и поразительно точно описать то, что чувствует этот несчастный ребенок. Это одно из тех произведений современной литературы, которое нужно читать обязательно, хотя чтение это будет трудным, болезненным, тяжелым.
    Книги Альберта Лиханова – удивительно мужественная, чистая и честная проза. Проза человека, который знает, о чем пишет, который страдает и выбирается из горя вместе со своими героями. В аннотации к книге «Мальчик, которому не больно» сказано: «Русская литература еще не знала такого трудного и пронзительного повествования о силе духа, обращенного к детям». С этим невозможно не согласиться.

  • 5/5

    Как сказал сам автор, повесть «Девочка, которой все равно» – это «парный портрет» книги «Мальчик, которому не больно». И, как и «Мальчик…» – это очень острая, сложная, проблемная проза.
    Автор вводит читателя в ткань повествования через развернутую экспозицию – так в сложной шахматной партии обозначается изначальная расстановка фигур. Конфликт только обозначен – две героини, очень разные, не имеющие точек соприкосновения, встречаются на маленьком пятачке двора детского дома. Одна – благополучная студентка-выпускница психологического факультета Ольга Олеговна, Олола, работающая над дипломом по теме «Дети риска». Другая – детдомовская девочка Настя – то самое «дитя риска». Они даже и внешне разные – колючая, ощетинившаяся ежиком Чернакова (так Настя переиначивает свою фамилию Светлакова, потому что сейчас ей темно, потому что хоть и веселят детдомовцев все, «а нам не веселится») и похожая на дребезжащий стаканчик из тонкого стекла Оля. Смогут ли они понять друг друга, найти дорогу навстречу, войти во враждебные, чужие миры? Кем станет Настя для студентки-Барби – только несколькими страничками в дипломе, объектом исследования, обозначенным холодной буквой то ли А., то ли Н., или близким человеком? Какова цель дипломницы – потрогать чужие больные судьбы и отойти в сторону, или…
    В книге звучат сразу два голоса – голос Насти и голос Оли. Они поднимаются друг к другу по разным лестницам, смотрят на одни и те же события разными глазами. Их голоса пробиваются друг к другу через непонимание, неловкость, несхожесть. Впрочем, несхожесть эта только кажущаяся. Где-то глубоко, потаенно, еще ими самими не осознанно, проступает сходство. И это чувствуется с самого начала. Вон как не нравятся Насте жирные детдомовские воспитательницы – обезличенные, похожие на туши китов марьванны, нинстепанны да зинпетровны. Не нравятся они и Оле. И обе в какой-то единый для них момент понимают, что сквозь толстый слой китовой брони пробивается наружу подлинная суть в общем-то неплохих марьванн и зинпетровн.
    Философия этих приставленных к детям ильимуромцев в женском обличье становится понятной – они находятся на таком пограничье боли, страданий, что без укрывающих душу капустных листьев-слоев эти самые души давно бы разбились, как тонкие стаканчики, лишь раз успев жалобно звякнуть. Кажущееся равнодушие воспитательниц («Для меня дак они все одинаковые. Проснулись – поели, поели – поучились, поучились – поели, поели – погуляли, погуляли – поиграли, поиграли – потелевизорились, а потом – спать!» – выдает рецепт Марьванна) оборачивается на деле бесхитростной и милосердной женской мудростью – не дергать детей, не тормошить их, не призывать к напускному оптимизму, а дать пожить в самой простой, обыденной, рутинной обстановке, чтобы запеклись раны, затянулись рубцы, чтоб ощутить нормальность, такую не привычную для этих ребят, жизни. «Для них лучшая психология, чтоб все утихло, угомонилось, забылось. Ведь у каждого своя тоска» – эти слова произносит та же самая Марьванна. Чуть раньше Настя признается самой себе: «Тех, кто тебя не замечает, можно не бояться». А когда уходит страх, потихоньку возвращается жизнь. Марьванны и зинпетровны – они ведь родственницы по крови мудрой Бабы Яги из книги «Мальчик, которому не больно».
    Студентка Оля только вступает в мир своей профессии, и портреты двух поколений попечителей детских душ даются автором на любопытном контрасте. Старшее поколение марьванн обладает «угловатыми» именами и необъятными мягкими телесными формами. Юная Олола – носительница «круглого» имени и обладательница голливудской фигурки Барби. Они отражаются друг в друге, как в кривых зеркалах. Но только марьванны здесь на своем месте, органично вплелись в среду, а Оля – что-то вроде беспомощного слона в посудной лавке. Через сколько вопросов без ответов ей предстоит пройти, чтобы стать своей в этом мире, чтобы суметь кому-то помочь.

  • 5/5

    продолжение:
    И замирает сердце, когда Мама дарит Мальчику «электрическую коляску из Америки» – последнее слово техники. Да, передвигаться становится удобнее, да, Папе больше не нужно носить тяжести. Но эта тяжесть – его любимый сын. И под натиском равнодушного прогресса отступает «мир кукушкиных слезок» – Мальчик не может (и не хочет) ехать по нему резиновыми колесами электромобиля. Из жизни уходит что-то важное, светлое, объединяющее отца и сына в одно целое, и с этого момента вступает в действие запущенный Мамой механизм центробежной силы, которая оторвет всех друг от друга, разрушит и размечет привычный мир в клочья.
    Эту повесть сразу и безоговорочно принимаешь как честный и бескомпромиссный разговор о боли и любви, о верности и предательстве, о мужестве и силе Духа невзрослого человека, который оказывается сильнее и взрослее некоторых окружавших его взрослых. Возможно, у кого-то возникнет вопрос: «А почему Мальчику не купили компьютер и не настроили Интернет?». На это у писателя есть свой ответ – глава под названием «Рассуждения». Здесь важны даже не мудрые, спокойные размышления о предназначении человека и о смерти, а окончание главы. «Я очень хорошо запомнил это время: конец апреля. Тепло. Над землей легкий, такой кисейный туман. А сквозь него на нас смотрит тонкий-тонкий, будто только выкованный серебряный месяц. Он смотрит на нас ласково, нежно – ведь все мы для него, наверное, маленькие несмышленые существа, не знающие ничего самого важного». И все вместе – Мальчик, Папа и Бабушка – все они ждут, когда «месяц станет резким и ясным на фоне темно-синего неба, а птицы вдруг все разом возьмут и замолкнут». И настанет тишина. Разве это можно заменить Интернетом?
    Альберт Лиханов – мастер точных, выразительных деталей, которые говорят красноречивей длинных эмоциональных фраз. Когда Мама Мальчика решает начать новую жизнь без неудачного, «бракованного» ребенка-инвалида, потому что она имеет «право на счастье» и способна без угрызений совести и излишней рефлексии объехать свой черновик неудавшегося прошлого, у Папы на щеках появляется щетина, а Бабушка больше не шлепает бодро тапками, а тихо «прихлапывает». Больше ни слова о том, что думают, чувствуют, переживают эти люди. «Щетины и тапочек» вполне достаточно для характеристики – острой, как лезвие бритвы – полоснувшего семью горя, неизбывной пропасти и пустоты от ощущения непоправимости человеческого предательства. Мама смахивает Мальчика из своей жизни, как смахивают тряпкой паучка.
    Хрупкий мир семьи рушится. Дальше начинается ад, пострашнее Дантовых кругов. Мир, где «человек с половиной туловища» пытается «добраться до людей». Жизнь Мальчика сотрясают «чужие грубые шаги» и топот сапог. К нему приходят люди, которые не умеют «уговаривать руками» – равнодушные, спокойные, тупо исполняющие свою работу. И сон о страшном озере становится явью. В интернате только боль и равнодушие, «забор», за который уходит Мальчик. Есть здесь еще одна Бабушка. Мальчик зовет ее Баба Яга. Она неразговорчивая, черная. Мальчик чувствует, что отдувается она за всю боль, которая опустилась на этих брошенных и никому не нужных детей. Это всё человеческое горе в женском обличье. Мальчик понимает, что эта Яга хорошая – по ее рукам. Мягким и добрым. И еще есть Батюшка, приходящий в интернат священник. Он встает на место погибшего отца, пытаясь вернуть Мальчика к жизни. В воспоминаниях и мыслях Мальчика есть Мама – маленькая светлая искорка в окружившей его черноте, «напоминание звезды». Мама-мечта. Только эта искорка и дает Мальчику силы жить. И вера, и любовь, всё для него сходится в образ Мамы, которой он остается верным несмотря ни на что. Потому что Мальчик обладает подлинной человеческой мудростью – самым главным и верным знанием, что не может мать бросить в беде своего ребенка. И ему воздается по вере его – в серебристом свете дождя с неба спускается его звезда, его Мама. Мечта становится реальностью. И его тело пронзает спасительная боль, дарящая надежду.
    Были в этом аду еще два удивительных героя, о которых нельзя не сказать. Комарик и Молодчик. Такие имена дает им Мальчик. Это парные герои, два символа. Комарик – символ смирения. Молодчик – символ борьбы. Комарику автор даже лица не дает, только монотонный высокий голос нескончаемой боли, безостановочный, назойливый, как писк комара. Под этот писк проходит страшная и однообразная жизнь интернатской палаты, где честнее та родня, которая не приходит навещать – потому что кому нужна боль? – где остаются пустыми кровати с бирочками, на которых что-то написано – вот так, одним скупым штрихом описана смерть. И Молодчик – маленький боец, у которого хватает силы духа бороться не только за себя, но и за других. Не случайно в самый важный момент под рукой у Мальчика оказываются костыли Молодчика – он протянул эти символические костыли еще раньше, когда сказал, что быть – лучше, чем не быть, что Мальчик сильный и сможет справиться со всем, что выпало на его долю и что он обязательно отодвинет тяжелый камень, потому что «нам другое нельзя».
    Книга А.Лиханова - удивительно мужественная, чистая и честная проза. Проза человека, который знает, о чем пишет, который страдает и выбирается из горя вместе со своими героями. В аннотации к ней сказано: «Русская литература еще не знала такого трудного и пронзительного повествования о силе духа, обращенного к детям». С этим невозможно не согласиться.

  • 5/5

    Новая повесть Альберта Лиханова «Мальчик, которому не больно» в современной детской литературе явление непривычное, можно сказать даже – неудобное. Она не даст – от первой до последней строчки – читателю расслабиться, ощутить комфорт и приятную радость легкости жизни. Читать такие книги сложно, трудно, но они преображают души, стирают пыль с сердца. Среди потока мутной и псевдободрой детской литературы с ее натужным оптимизмом честный разговор с подрастающими людьми решаются вести очень немногие авторы. Среди самых известных, «острых» – Екатерина Мурашова с повестью «Класс коррекции». Что скрывать – не любим мы ни читать, ни думать, ни вспоминать о детях-инвалидах. Знание, что они где-то есть, очень мешает спокойствию современного человека, запертого в коконе комфорта. Альберт Лиханов не побоялся пойти дальше и не просто написать повесть о ребенке-инвалиде, а дать слово самому этому ребенку, ведя повествование от его имени.
    Читатели знают, что Альберт Анатольевич ЛИХАНОВ – известный писатель, мастер слова и корифей литературного цеха, талантливый журналист, основатель и Председатель Российского Детского фонда, девиз которого – «Ни одного дня без доброго дела!». «Когда я, став взрослым, – рассказывает Альберт Анатольевич, – понял, что ощущать горестность бытия предстоит всю оставшуюся жизнь, я решил посвятить свои усилия слабым. Слабые – дети и старики. Они равны своим бессилием. Но это слишком тяжкая беда и непосильная ноша. Я выбрал детей. Мне ближе их непонимание зла. Их беззащитность».
    Сюжет книги, на первый взгляд, бесхитростен. Есть семья – Папа, Мама, Бабушка и Мальчик. Мальчик – инвалид, он не может ходить. Родители предпринимают отчаянные попытки вылечить ребенка, но с каждым новым визитом очередного доктора надежд остается все меньше и меньше. Мальчик всё это видит и прекрасно понимает. Он даже жалеет родителей, которые всё еще во что-то верят. Мальчик, находясь в изоляции от мира, выстраивает свой внутренний дом, где лучшим другом становится живущий за тумбочкой Паучок. В воображении Мальчика он – пограничник между бедой и нормальной жизнью. Он учит Мальчика стойкости и терпению. Потом происходит страшное. Мама, не согласная нести «этот крест», пытается начать всё заново и создает себе другую семью, с другим папой и другим малышом. Куда-то исчезает пограничник-Паучок, и в жизнь семьи разрушительным потоком устремляется Беда. Погибает в автокатастрофе Папа, увозят в неизвестную больницу Бабушку (она попросту исчезает, как исчез Паучок), а Мальчик попадает в интернат для детей-инвалидов, где никто никому не нужен.
    В книге есть один очень острый и страшный образ – «подземное озеро не видимых обычным людям больных детей». В контексте классической русской литературы это «подземное озеро» можно соотнести с «подземельем» Владимира Короленко, только здесь оно дается не глазами приходящего из другого мира благополучного мальчика, а изнутри - и тем этот образ рельефнее и страшнее. Герою книги, долго жившему в больницах среди «параличных церебральщиков», это озеро то ли приснилось, то ли явилось. Скорее, «явилось» – уж слишком страшное оно даже для кошмарного сна, такой безжалостной может быть только явь. В это озеро «съезжаются» неизлечимо больные дети – «ракушники», «вичи», туберкулезники. Там, в теплой воде этого озера, отупевшие от взрослого вранья и медицинских улыбок дети «даже немного счастливы». «Есть такое маленькое счастье, – говорит Мальчик, – когда никто не видит тебя – больного, может, даже уродливого. И если не побоитесь правды – даже очень уродливого». Для этих детей весь мир – «бесконечно белая больница с разными адресами и одинаковыми лицами докторов». Озеро – горькая метафора безысходности и детского бессилия.
    У героев нет имен собственных, потому что они – герои не просто с документальной беспристрастностью отраженной личной драмы отдельно взятой семьи, а символическое воплощение разных форм человеческого предназначения. Благодаря этому обобщающему приему книга приобретает метафорическое звучание, а ее персонажи становятся героями вне конкретного времени, вечными символами боли, милосердия, сострадания.
    Бабушка в русской литературе вообще образ особый, она носительница мудрости и добра, это та женщина, которая всегда рядом, которая, не раздумывая, в любую секунду готова прийти на помощь и защитить. Это символ бесконечного жертвенного служения во имя простой человеческой любви. Она – Хранительница. Мальчик говорит о ней так: «Только этот Ангел был довольно старенький и женского рода».
    Папа – центр маленького мира, уставший, измученный атлант, он – средоточие лучших мужских качеств. Собственно, именно такими и должны быть настоящие мужчины – надежными, преданными тем, кто от них зависит, кто не может без них, способными заслонить своего ребенка от ужасов мира. Мальчик говорит: «Папа он и есть Папа. Он всё одолеет и победит. Папа твердый и настойчивый». Еще есть Мама – но она, по выражению Бабушки, «не от мира сего» – она забегает в мир Мальчика на долю секунды, даже не снимая изящных туфелек на высоком каблуке, чтобы вручить подарок и тут же умчаться, как скорый поезд, «на какой-то неотвратимый симпозиум».
    Повесть написана очень скупыми, сдержанными предложениями. В них нет ни сентиментальности, ни жалостливости, только прямая фиксация происходящего, почти протокольная констатация фактов. От этого ее воздействие на читающего куда сильнее. Особой нежностью окрашены эпизоды прогулок Мальчика с Папой по саду. Прогулки МЕДЛЕННЫЕ, потому что за эти непродолжительные моменты выхода в большой мир Мальчику нужно поторопиться вглядеться в его красоту, почувствовать запах снега и земли, увидеть первые распускающиеся цветы и увядающие листья, – «только успевай восхищаться и радоваться!». А еще ощутить надежную силу рук отца, теплоту его щеки, запах его волос.
    (продолжение выше)

  • 4/5

    Книга не для детей! Это крик души автора, поднимающего сложные, я бы сказала, страшные социальные проблемы ("о таком не говорят")... Кому адресован текст, кого он мог бы воспитать и вразумить, увы, те такие книги не читают. Иллюстрации гениальные, настолько прочувствованны повести художником, просто невероятно! Спасибо ей огромное! Не смотря на все мое уважение к автору (очень впечатлена повестями «Кресна» и «Лежачих не бьют»), иллюстрации гениальнее самих произведений в данной книге. Если бы не они, пожалела бы, что купила.

  • 5/5

    Книга, которая не может оставить равнодушным. Она трогает душу,сердце и слёзы наворачиваются на глаза. И начинаешь понимать, что самое главное в жизни - это семья и здоровье, это главное богатство каждого человека.
    Особо хотелось бы отметить иллюстрации, они потрясающе передают эмоции...

  • 4/5

    Писать о содержании книги не буду - истории настолько жизненные и настоящие, что я плакала вместе с дочкой, когда читала ей их. Интересно оформление - с одной стороны книга про мальчика, с другой - про девочку. То есть не просто 2 истории под одной обложкой, а две книги в одном переплете. Мне понравилось. Бумага твердая, мелованная, картинки настоящие, а не мультяшные, как часто рисуют сейчас. В общем, кто хочет заинтересовать ребенка проблемами сложного детства и начать знакомить его с военными историями - очень хороший образец.

  • 5/5

    По внешнему виду и на ощупь книга понравилась очень, иллюстрации пробирают до глубины. Я рада, что эта книга появилась в моей личной библиотеке.
    Успела прочитать пока только "Мальчик, которому не больно", про девочку - в процессе.
    Впечатления от самого произведения сложные.
    Для себя еще не решила дам ли прочитать старшему сыну (в августе исполнится 14лет), хотя и указываю возрастную аудитории старше 11..
    Повесть коротко описывает мир и мироощущения мальчика, прикованного к постели. Его нижней части туловища при любых контактах: иголками, да чем угодно - не больно, а это плохо, нет чувствительности. Должно быть больно.
    Но нет борьбы, ожидание, полная зависимость, безысходность..
    Может помочь только спасительная вера в бога.
    Заканчивается насколько это возможно при текущих раскладках хорошо.

  • 5/5

    Извините, читать пока не начали.

  • 5/5

    Ну что за цена! за чтение на час. Пришлось в другом месте заказать собрание сочинений Альберта Лиханова, чтобы не разориться на покупке книг объемом менее сто страниц стоимостью 600 - 700 рублей штука (со скидкой 30% "всего лишь" 425 р.)
    Но. Очень понравились иллюстрации, - они чудесные (по-моему, пастель). За них отдельное спасибо.
    Рекомендую для первого знакомства с автором, особенно детям, так как темы Лиханов затрагивает сложные. Такое оформление сделает первое чтение не таким тяжелым, хотя и легким оно не будет. Не должно быть.



Где купить

Последняя известная цена от 713 р. до 713 р. в 1 магазинах

В данный момент у нас нет информации о наличии данного товара в магазинах.
Вы можете поискать его на других площадках:

МагазинЦенаНаличие
Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года
Яндекс.Маркет
5/5
Промокоды на скидку
Avito доставка позволит получить любой товар, не выходя из дома

История цены

МагазинПоследняя известная ценаОбновлено
Лабиринт
713 р.

Описание

Мальчик, которому не больно.

Повесть, принадлежащая перу известного писателя и общественного деятеля Альберта Анатольевича Лиханова, посвящена судьбе от рождения больного мальчика, на долю которого, кроме неизлечимой болезни, выпадают тяжкие, истинно взрослые испытания.

Русская литература еще не знала такого трудного и пронзительного повествования о силе духа, обращенного к детям.

Девочка, которой все равно.

Нелегкие испытания выпали на долю маленькой девочки-детдомовки Насти, пережившей жуткое потрясение в детстве. Как сложится ее жизнь, сумеет ли она противостоять судьбе? Это зависит от взрослых. И как это славно, что на ее жизненном пути встречается неравнодушный человек - университетская студентка Оля.

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ISBN978-5-9639-0143-4
Год издания2014
ИздательДетство. Отрочество. Юность
СерияРусские мальчики. Роман в повестях


Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: Отечественные повести и рассказы о детях - издательство "Детство. Отрочество. Юность"

Книги: Отечественные повести и рассказы о детях

Категория 570 р. - 855 р.

закладки (0) сравнение (0)

10 ms