Отзывы на книгу: Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны; Яуза, 2019
Отзывы (4)
- Юрий Неклюдов — 7 Октября 2020
Книга информативная, хотя конечно очень специфичная - для интересующихся историей отечественной оборонной промышленности.
Я лично приобрел, поскольку крайне сложно найти первоисточники, или хотя бы статистические сборники по отечественному оборонно-промышленному комплексу, которые есть - третий том зв 1927-1932, его продолжение за 1933-1937, четвертый том 1938 - июнь 1941, а в книге автор использовал много данных из этих источников.
Конечно есть и недостатки, в том числе технические- отсутствие листа, а может некоторых - во Введении, неоптимально сформированные таблицы в приложениях, из-за чего с ними сложно работать, есть опечатки, их немало, то есть, редакторская работа недостаточна.
Но в целом текст связный, основная проблема, поднятая в книге - доминирование требовательности количества в ущерб качеству - показана и доказана. И вообще требовательность "с резьбой по живому" как принцип железной как танк большевистской власти. С одной стороны конечно грустно все это, хотя и познавательно, но с другой, жизнь наших дедов - прадедов, русского народа, напоминала повседневный подвиг, и этот труд в том числе, памятник их подвигу. А этим вполне достойно гордиться. - sbabushkin — 17 Марта 2020
Превосходная книга. Автор подробно исследует вопросы, которые традиционно оказывались за рамками исследований историков, отделывавшихся традиционными штампами. В результате вниманию читателя предстает сложная и неоднозначная картина работы советского тыла во всем спектре подробностей от смешных до страшных. Всем, интересующимся историей СССР и ВОВ настоятельно рекомендую эту книгу.
- spl — 11 Февраля 2020
Вот как легко и просто опускают книжки: «Прочитал рецензию и передумал покупать». Потом еще «подумал» и вот итог: «В топку». И всё это, не открывая книгу (понятно, она большая - 700 с лишним стр., всё верно). А ведь давно было сказано, что иногда просто лучше помолчать, чтобы сойти за умного (а еще использовать автоматическую проверку правописания, чтобы не было такого количества ошибок). Потому что, открыв рот, легко доказать, что ты, увы, не такой. Александр, Турция не была участником Оси. Турция в годы Второй мировой войны занимала позицию НЕЙТРАЛИТЕТА, а в конце войны присоединилась к АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ. Вы Турцию перепутали с Италией… Что касается «турецких танков», то ВСЕ танки Турции времен Второй мировой были из Англии, Германии, СССР и США (куплены или получены в подарок). Своей танковой промышленности в Турции, Александр, не было и нет.
Но зачем всё это знать? Ведь пепел сожженного «Доктора Живаго» стучит в сердце «Не читал, но осуждаю!». Кстати, интересно, кто эти шесть человек, поддержавшие сию «рецензию»? Такие же знатоки истории и географии?!.
А я вот прочитал это обстоятельное исследование и остался очень доволен им. Ее автор, Никита Николаевич Мельников, к.и.н. (2005 г., тема ««Танковое производство Урала: история становления и развития. 1940–1945 гг.»), старший научный сотрудник Центра политической и социокультурной истории Института истории и археологии Уральского отделения РАН. В 2017 г. в Екатеринбурге вышла его монография «Модернизация танковой промышленности СССР в условиях Великой Отечественной войны». Рассматривемая работа является ее расширенным и дополненным вариантом.
Это вполне академическая работа, основанная на тщательном изучении многочисленных материалов по данной теме, прежде всего архивных. Во введении автор пишет, что закрытость архивов, посвященных Великой Отечественной войне, привела к формированию устойчивых мифов, обслуживавших тогдашние идеологические догмы, в частности, касавшихся успехов сталинской индустриализации и завышения ее значимости для итогов войны, а также деятельности советской промышленности в годы войны.
Автор исходит из посыла, что для танкостроения военного времени характерны существенные изменения, связанные с переходом от мелкосерийного производства к крупносерийному выпуску танков и САУ. Центром этих преобразований становится Урал, принявший основную часть эвакуированных предприятий с запада страны. Соответственно, географически именно уральский регион становится объектом рассмотрения, а хронологически — период с 1939 по 1945 г. (отчасти с конца 1920-х гг.).
До начала 30-х гг. в СССР не было своей производственной базы, пригодной для серийного выпуска бронетехники. Танки разрабатывались и создавались на заводах Ленинграда, Сталинграда, Харькова. Однако все они делали фактически одну модель танка, да и ту с иностранного образца. Производство (точнее, его отсутствие) брони, моторов, шарикоподшипников и проч. не позволяло делать танки массово. Не было и своей полноценной конструкторской базы, хотя заказ со стороны государства имелся. Неудачи по созданию современного танка списали на вредителей, а выходом из положения стала закупка танков за рубежом и копирование их (Т-26 и БТ). Однако и эти планы вооружения Красной армии были сорваны по объективным причинам (см. выше) и опять в ход пошли репрессии. К 22.06.41 производство всех танков на всех заводах СССР было сорвано. В лучшем случае было сделана половина от намеченного объема. По ряду ТТХ новейшие советские танки были передовыми боевыми машинами, но все они были «сырыми», страдали от множества пороков и требовали серьезной доработки, а технология их производства еще не была отработана. Это и определило развитие отечественного танкопрома в годы войны.
Собственно довоенное производство занимает в книге первые 100 стр., остальное посвящено военным годам. И здесь автор очень значительно расширяет тематику своей работы, значительное место уделяя оценке полезных ископаемых и их добыче на Урале в годы Великой Отечественной. Кроме этого, разбираются многие сложные технические вопросы (производство двигателей, брони, состояние и оборудование заводов и т.п.).
Автор оспаривает факт успешной (продуманной и плановой) эвакуации советской промышленности, включая танковую, на восток, утверждая, что процесс занял гораздо больше времени, носил отчасти хаотичный порядок и не привел к системному перемещению кадров и производства. Кроме того, за Уралом практически всего не хватало: рабочих рук, топлива, сырья, промышленных площадей, жилья. Но при этом правительство задало нереальные цифры производства танков, а заводы, действовавшие в условиях тотального дефицита и командной экономики, вышли из положения за счет снижения качества продукции. Государство тоже снизило требования к танкам, добиваясь количественного роста производства, но проблемы нарастали: к лету 42 г. почти 100% бронелистов всех танков выпускались с трещинами, т.е. были браком, а армия получала недостаточно эффективную технику (но делали ее БОЛЬШЕ, чем противник и союзники). С эвакуацией в середине 42 г. Сталинградского тракторного завода качество танков еще больше упало. Отчасти вопрос решался при помощи изобретений советских инженеров и конструкторов (хотя освоить новые модели, подготовленные с учетом недостатков — Т-43 вместо Т-34 — не решились, боясь потерять темп, создав лишь тяжелый танк ИС). К концу 43 г. отладка советской танковой промышленности была в целом завершена.
Из данной книги складывается другая картина происходившего в советском тылу, что делает данное исследование ценным дополнением к ранее выпущенным работам.
В конце книги есть приложение со схемами, таблицами и иллюстрациями из архивов, а также списки сокращений, литературы и источников. Оформление среднее: твердый переплет, газетная бумага. Тираж 800 экз.
Очень рекомендую это комплексное и детальное, хотя сложное в восприятии издание всем интересующимся историей Великой Отечественной войны.
Как много писателей, как мало читателей… - Бучнев Александр — 10 Октября 2019
Прочитал аннотацию и передумал покупать. Всем известно, что в СССР эвакуировали тракторные заводы, в полях разворачивать производство танков. Это серьёзный вызов даже для современного бизнеса. Всем известен итог, мы сконстрировали и изготовили больше танков чем страны оси (Германия, Турция, Япония) с помощью всей захваченный без боя Европы (Франция сдалась за 18 дней, и вся экономика Франции работала на вермахт). Мы применили автоматичнюескую сварку башен (1942 год), торсионную подвеску, одноколлейную гусинецу, мы посрамили инженерный гений немцев! И в области военной техники, продолжаем срамить до сих пор весь мир.
Но автор пишет, что танковая отрасль была неэффективной, и посвящает этому 700+ страниц.
В топку.
Добавить отзыв
Где купить (1)
Цена от 311 р. до 311 р. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Лабиринт | 851 р. | 01.11.2021 |
Буквоед | 999 р. | 02.08.2023 |
book24 | 752 р. | 28.07.2023 |
Описание
Закрытие архивных документов для свободного научного анализа и мифологизация исторической памяти создали в СССР ситуацию, когда обобщение и изучение негативного опыта итогов советского промышленного развития оказалось невозможным. Это в свою очередь привело к появлению иллюзии успеха «сталинской» индустриализации и завышению ее значимости для итогов войны. В данной работе автор на основе широкого круга источников анализирует работу отечественной танковой промышленности накануне и в годы Великой Отечественной войны. В исследовании подробно раскрываются результаты развития танковой промышленности к середине военного периода, когда регулярный срыв производственных программ заставил танкостроителей искать пути выхода из сложившегося положения. Отказ руководства страны сокращать завышенные планы выпуска бронетехники в условиях усиления дефицита производственных ресурсов вынудил танкостроителей идти по пути модернизации производства, опираясь преимущественно на собственные возможности.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
ISBN | 978-5-00155-029-7 |
Автор(ы) | Мельников Никита Николаевич |
Год издания | 2019 |
Издатель | Яуза |
Серия | Военно-исторические книги издательства “Яуза” |
Раздел | Военная техника |
Возрастное ограничение | 16+ |
Количество страниц | 736 |
Переплет | Твердый (7БЦ) |
Формат | 132x207мм |
Вес | 0.52кг |
Книги: Военная техника - издательство "Яуза"
Категория 248 р. - 373 р.
Книги: Военная техника
Категория 248 р. - 373 р.