Отзывы на книгу: Взгляд улитки. Описания неочевидного; Ad Marginem Press, 2020

722 р.

  • Издатель: Ад Маргинем
  • ISBN: 978-5-91103-516-7
  • Книги: Культурология. Искусствоведение
  • ID:4785830
Где купить

Отзывы (7)


  • 4/5

    Несколько разговоров, пытающихся осознать значение картин Тициана, Веласкеса, Тинторетто. Для тех, кто упорно блуждает по книгам об искусстве, в попытках расти звездообразно (прямо по Кафке). В книге собраны размышления французского искусствоведа о значимых картинах, в ней расшифровываются основные мотивы картин Нового времени, некоторые могут удивить, некоторые шокировать, но все открыть что-то новое. Если ищете доступную для пониманию книгу об искусстве, то можно почитать, она любопытная.

  • 4/5

    Симпатичная книга. Допускает дилетантский подход. Позволяет полностью отследить ход мысли и логику изложения.
    Я была полностью не готова к излагаемым темам, но чувствуется, что и погруженным в интерпретации картин, в этой книге будет, что узнать нового.

  • 5/5

    Замечательная книга от любимого издательства, с которой провела выходные! Французский историк Даниэль Арасс предложил вместе порассуждать (это не сухой текст в виде лекции, а совместное размышление либо в форме письма, диалога или даже погружения внутрь умозаключения) о неочевидной детали, которая становится ключом к лучшему восприятию картин Тинторетто, Брейгеля, Тициана, Веласкеса и других художников. Особенно понравились главы об улитке и черном волхве. К тому же, в каждой главе отсылки к ряду других картин и книг по истории искусства.

  • 3/5

    Шесть эссе на тему шести достаточно известных полотен. Всё в жанре писем некоей Джулии (ученице, как сказано в аннотации). Кстати предисловия нет, что странно. Автор щедро рассыпает отсылки к теоретикам искусства, имена которых почти ничего не говорят обычному любителю живописи.
    Общий стиль – затейное академическое остроумие с известной долей сарказма и мягонького превосходства (вероятно таков стиль общения французских интеллектуалов с симпатичными джулиями).
    Если рассматривать в целом, то все «описания неочевидного» как-то убеждают мало. Да, на что-то автор обращает внимание читателя. Зацепки глазу возникают. Но всё, что плетётся словесами потом – убеждают далеко не во всём.
    Вообще, попытки дать объяснения тому, что хотел сказать художник, остаются всего лишь попытками, версиями, домыслами, в конце концов. И жонглирование мнениями других, выстраивание нечто отличного от них – это ещё не истина, не открытие сверхнового. Это остаётся всего лишь ещё одним вариантом возможного.
    Автор просто фонтанирует эрудицией, упивается своим весом и авторитетом в мире искусствознания, уговаривая Джулию принять его открытия как единственно верные.
    Ну а стороннему читателю, знакомому с предметом, не всё так очевидно.
    Вот первая глава «Дорогая Джулия…»
    Речь идёт о картине Тинторетто «Венера и Марс, застигнутые Вулканом» (1555г.). Открытие ? Вот оно: Вулкан, поражённый красотой неверной супруги, не обращая ни на что внимания, собирается заняться тем, чем только что занимался Марс (который анекдотично торчит из под стола). Короче, красота – страшная, всепобеждающая сила. Аргумент – отражение Вулкана со спины в зеркале над кроватью. Оно не совпадает с положением тела Вулкана на картине, и (по мнению Арасса) явно демонстрирует «что будет дальше». Причём, хотя и убеждённый в своей трактовке, он лукаво вставляет «можно только догадываться».
    А сколько при этом возникает вопросов - возражений ! Ну, скажем, почему Тинторетто не изобразил наяву ту самую «позу вожделения» ? А почему изображение в зеркале – однозначный (и сознательный) намёк ? Может это просто небрежность гения (отражение в зеркале есть, а точное соответствие отражаемому не предполагалось, тому примеров в мировой живописи много). И вообще, может и не куртуазностью, и не эротизмом здесь веет ? А если просто «можно догадываться» - нечто совсем тривиальное: вот сейчас отходит Вулкан богиню красоты по-простому, по-кузнецки, как блудливую бабёнку. Чем не сюжет?
    Можно много рассуждать о натяжках трактовки и остальных картин. Но всё же немного о заглавном.
    Итак, Франческо дель Косса «Благовещение» (1470-1472). Сюжет общеизвестный, но по нижней кромке картины (пола) ползёт улитка. Почему ? Зачем ? Прежде чем следить за извивами авторской мысли, отметим, что именно заглавный «взгляд улитки» роли здесь совсем не играет. Автор пишет, что она «не сводит глаз с Богородицы». Нет, смотрит она как раз МИМО, естественно, по ходу своего движения от архангела Гавриила и только.
    Арасс снисходительно отметает иконографическое объяснение. А оно весьма занятно: по средневековым понятиям улитки оплодотворяются росой, ну и Дева делает это сравнимо непорочно. Такая вот внятная аллегория. Автор её отвергает. Причина тривиальна: сюжет Благовещения с улиткой почти уникален у Коссы, а следовательно, не в этом дело.
    Следует вообще уничижительный пассаж к сторону традиционной иконографии, якобы, умерщвляющей свободный полёт фантазии в трактовке деталей картин. Ну что ж, мэтру позволено…
    Арасс предлагает разрешение вопроса в перспективном построении картины.
    Итак, есть основная перспективная линия «Гавриил – его правая рука – колонна – Мария» (кстати, это и не линия, и не ось, а просто некоторое направление слева снизу - вверх направо). Аррас усмотрел, что есть нечто, оправдывающее нахождение улитки именно в этой точке. Якобы, Косса строит вторую перспективную систему с помощью брюхоногого персонажа: направление от неё налево через руку архангела приводит взгляд в проём арки, где парят в воздухе Бог Отец и голубь - Святой Дух. Далее совсем удивительно. Маленькая фигурка Бога Отца по форме напоминает эту самую улитку (а в силу законов перспективы, сопоставима по размеру с ней), которая таким образом становится земным «эквивалентом» небесному Богу (… уф ! уж этот острый галльский смысл…). Впрочем, это далеко не конец изысканного текстоплетения.
    Далее идут рассуждения о непонятной медлительности Бога Отца в деле спасения человечества. Он же наперёд знает, что придёт Спаситель. Почему так долго Его нет ? Ведь Чистилище переполнено ожидающими (католическое изобретение: после смерти именно туда, так сказать, на пересадочную станцию попадают души). Вот вам опять неявное указание на медлительность, олицетворяемою неким существом.
    Впрочем, Арасс считает и эту версию промежуточной (улитка Коссы опять слишком выпадает из ряда живописных персонажей, иначе этот мотив встречался бы чаще).
    А далее всё пошло совсем мутно. Улитка – это нечто на грани мира картины и мира нашего (зрителя). Это точка ВХОДА в картину. И всё Косса затеял только для того, чтобы средствами перспективы понять и увидеть «Творца, входящего в творение, невидимое в видимом». Имеется ввиду тот самый отсыл взгляда через улитку вверх налево в проём окна. Предполагается, что без улитки мы бы не разглядели и не обратили внимания на Бога Отца на картине.
    И сносящий крышу последний пассаж: «…в том что вы видите, вы не видите того, на что смотрите и чего ждёте от того, на что смотрите - невидимого, проникшего в видимое».
    Такая вот заумная словесная эквилибристика. Но игра словами на вопрос всё же не отвечает. И не убеждает. Толкований может быть очень много. У автора рецензии тоже есть своё. Полагаю, гораздо убедительней приведённой.
    Можно поспорить и с другими эссе.
    В итоге.
    Книга интересная, изящно сделана, полна симпатичной зауми. Есть и кое-что свежее и необычное. К прочтению и дискуссии с автором полезна. Но цена явно завышена.

  • 4/5

    Кто увлекается искусством найдет в книге новые “смещенные пупки” и “расстегнутые пуговицы” (отсылка к книге Д. Арасcа “Деталь в живописи”) и главное получит объяснение того и другого. Объяснение красивое, спорное, оно вызывает движение мысли у читателя-зрителя и способно породить у него собственную интерпретацию. Глава о Венере Урбинской Тициана показалась центральной в книге. Читая ее, написанную в манере диалога, получаешь настоящее удовольствие даже от вязкости, ухода в сторону отдельных мест, а может быть именно от всего этого. Диалог – манифест Смерти художника, аналогия со Смертью автора. Противостояние с позицией Гомбриха. Диалог – развитие иронии Зольгера.
    Отдельно о репродукциях. Они выше всяких похвал и превосходят по деталям своих клонов на Google Arts & Culture, не говоря о сайтах музеев.

  • 5/5

    Маааленькая, крооошечная! - прям покетбук. Довольно тонкая. Шрифт мелкий. Бумага - разве что не картон. НО! Для тех, кто понимает, для поклонников Даниэля Арасса, для счастливых слушателей его аншлаговых лекций - подарок. Много цветных иллюстраций, и они как раз хорошо отпечатаны. Бумага матовая, и страницы не бликуют. И перевод Елизаветы Кузнецовой хвалят (в отличие от перевода другой книжки Арасса - "Деталь в живописи").

  • 5/5

    Легко о сложном.



Где купить (1)

Цена от 722 р. до 722 р. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
722 р.
Минимальная сумма заказа 100 рублей Крупнейшая сеть книжных магазинов Кэшбэк до 6.1%
Промокоды на скидку

24.06.2025
Avito доставка позволит получить любой товар, не выходя из дома

История цены

МагазинПоследняя известная ценаОбновлено
Лабиринт
1082 р.
12.05.2024
ЛитРес
320 р.
15.08.2024
Подписные издания
765 р.
23.04.2024
book24
986 р.
15.06.2025
РЕСПУБЛИКА
695 р.
29.01.2025
Читай-город
722 р.
14.11.2024
Мегамаркет
1178 р.
06.02.2024
Яндекс.Маркет
612 р.
24.10.2024
МАЙШОП
840 р.
27.03.2024

Описание

Один из ярчайших французских историков искусства второй половины XX века Даниэль Арасс (1944-2003) в своей небольшой книге, впервые опубликованной в 2000 году, подвергает пристальному анализу несколько классических произведений живописи XVI-XVII веков, в том числе такие хрестоматийные, как "Венера Урбинская" Тициана и "Менины" Веласкеса.

Построенная в форме писем ученице, написанная непринужденно и увлекательно, книга показывает, какое большое значение могут иметь в искусстве самые незначительные, на первый взгляд, детали и каким плодотворным оказывается применительно к ним иконологический подход с элементами семиотики.

Взгляд улитки. Описания неочевидного - фото №1

Взгляд улитки. Описания неочевидного - фото №2

Взгляд улитки. Описания неочевидного - фото №3

Взгляд улитки. Описания неочевидного - фото №4

Взгляд улитки. Описания неочевидного - фото №5

Взгляд улитки. Описания неочевидного - фото №6

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ПереплетМягкий переплёт
ИздательAd Marginem Press
Год издания2020
Возрастные ограничения12
Кол-во страниц160
Формат132x186мм
ПереводчикКузнецова Е.
АвторыАрасс Д.
ПереплётМягкий
Год публикации2020
ЯзыкРусский
Количество страниц160
АвторАрасс Даниэль
Количество книг1
Возрастное ограничение16+
Жанрискусствоведение
Тип обложкимягкая
Вес0.26кг
ИздательствоАд Маргинем
ISBN978-5-91103-516-7
Обложкамягкая обложка
Язык изданияrus
РазделКультурология. Искусствоведение


Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: Культурология. Искусствоведение - издательство "Ад Маргинем"

Категория 577 р. - 866 р.

Книги: Культурология. Искусствоведение

Категория 577 р. - 866 р.

закладки (0) сравнение (0)

14 ms