Записки монаха-исповедника (Монах Меркурий (Попов)); Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2018
1199 р.
- Издатель: ПСТГУ, Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
- ISBN: 978-5-7429-1284-2
- Книги: Общие вопросы православия
- ID:2674937
Где купить (1)
Цена от 1199 р. до 1199 р. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Лабиринт | 647 р. | |
Буквоед | 874 р. | 28.11.2021 |
Предложения банков
Компания | Предложение |
---|---|
Описание
Автор книги "Записки монаха-исповедника" монах Меркурий (Попов) известен по "Запискам пустынножителя" - остросюжетному дневнику инока-отшельника, совершавшего уединенный подвиг в горах Кавказа с 60-х по 90-е годы прошлого века. Отец Меркурий прожил тяжелую жизнь, на его долю выпали многие испытания, исторически связанные и с судьбой Церкви, и с судьбой страны. Самому тяжелому из них посвящена вторая книга дилогии. Это история жизни инока Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, вместе со всей братией изгнанного из родной обители в 1924 году и прошедшего все круги советского ада: и тюрьму, и приговор к расстрелу, и колымские лагеря. Шестнадцать лет провел он на Колыме, добывая золото, и книга его, погружая в лагерный мир, рассказывает о силе человеческого духа, способного противостоять даже такому испытанию.
Текст издается по машинописному авторскому оригиналу, хранящемуся в архиве ПСТГУ.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Монах Меркурий (Попов) |
Переплет | 84х108/32 |
Издатель | Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет |
Год издания | 2018 |
Кол-во страниц | 446 |
Раздел | Христианство |
ISBN | 978-5-7429-1284-2 |
Количество страниц | 446 |
Формат | 84х108/32 |
Вес | 0.54кг |
Страниц | 446 |
Переплёт | твердый |
Размеры | 13,00 см × 20,60 см × 2,60 см |
Тематика | Православное христианство |
Тираж | 4500 |
Отзывы (3)
- Роман Алексеев — 22 Июня 2022
Предыстория книги "Записки пустынножителя". Книги почему-то изданы с нарушением хронологии жизни и судьбы автора - монаха Меркурия. В этой книге рассказывается о юности, взрослении и лагерной жизни будущего отшельника. Автобиография с приходом к Вере в условиях от этой Веры отталкивающими и делающими её почти невозможной, потому что окружающий мир лагеря отрицает наглядно сам факт божественного присутствия. И это отрицание рождает такую Веру, от которой уже ничто человека не отвратит!
- spl — 19 Июля 2019
Как только я начал читать эту книгу, от которой я многого ждал, меня стало посещать всё усиливающееся смущение — что-то с ней не так. Я, не буду скромничать, прочитал ОЧЕНЬ много разных работ по истории нашей страны и имею некое понимание описываемых событий. Так вот, рассказываемое монахом Меркурием как-то совсем не вписывалось в эту картину. Я понимаю, что жизнь всегда диковиннее нашего представления о ней, но не до такой же степени…
И только прочитав послесловие редактора И.В. Мамаладзе (очень грамотное и толковое), я понял, что мои сомнения были не беспочвенны.
Итак, есть две биографии — монаха Иоанна, условного героя рассматриваемой работы, и монаха Меркурия, ее автора. И есть два жизнеописания, которые представлены здесь под одной обложкой. Монах Меркурий (в миру Михаил Федорович Попов, 1919-1996) 18-летним комсомольцем был за неосмотрительное слово арестован в 1938 г. и осужден на шесть лет лагерей, которые отбывал на Дальнем Востоке, в частности, на Колыме. После освобождения работал там же вольнонаемным. К вере пришел далеко не сразу и практически только неформально, самостоятельно. В 49 г. получил 10 лет за «контрреволюционный саботаж» (реально — как бывший зэк). После смерти Сталина был реабилитирован и уехал на Кавказ, где прожил 34 года отшельником в раоне Сухума. В 1993 г., после начала грузино-абхазской войны, был эвакуирован в Россию и последние годы провел в небольшой монастырской обители во Владимирской области, где и скончался.
Монах Иоанн, от имени которого ведется повестование, много старше Меркурия — в 1924 г., когда начинается повествование, он уже взрослый мужчина. Изгнанный большевиками из Новоафонского монастыря в Абхазии, он с братией перебирается в отдаленный горный район, где незаметно для властей создает новую обитель и более десятилетия живет в монашеских трудах и молитвах. Потом, по приказу лично Сталина (!), узнавшего о незаконном существовании этого монастыря, тот был ликвидирован, а монахи арестованы и отправлены в тюрьму — кто в Тбилиси, кто в Новороссийске. Монах Иоанн оказался в последней, где и провел несколько месяцев, ожидая приговора (следствия не было вообще). Последнее было тогда делом обычным, хотя формальности обязательно соблюдались — допрос-другой у следователя, подпись под протоколом, объявление (под подпись же) приговора. В воспоминаниях монаха Меркурия приговор был оглашен устно, после отправки осужденных в лагерь. Это меня сразу удивило своим несовпадением с реальностями тех лет.
Половина текста — это рассказ монаха Иоанна о его пребывании в тюрьме и людях, которых он там встретил. Вот лишь один пример. В этой тюрьме несовершеннолетние сидят в одной камере с взрослыми, чего быть ну никак не могло. Два 11-летних мальчика, обвиненных в краже, решают убить своего 9-летнего подельника, полагая, что он их выдал. Ночью они незаметно для окружающих перерезают ему горло заточеннной пряжкой для брюк, ею же расчленяют его тело (!), частью опустив в переносную бадью-парашу, частью спрятав под нарами, не оставив при этом ни следа (!). Утром они вдвоем выносят эту парашу (как донесли-то?) в выгребную яму, а вечером повторяют эту операцию с останками тела. Пропажу ребенка надзиратели замечают только вечером, а труп находят случайно, через две недели, когда в туалете всплывает рука. Но убийц так и не разоблачают (глава 14). Вы верите этой истории? Я — нет. И таких, прости Господи, воровских баек, рассчитанных на глупых фраеров, в книге полным-полнешенько. Сначала я думал, что это автора память подвела или доверчивость к людям. Потом — что он домыслил забытое. Реальность оказалась еще интереснее. Но сначала еще немного о книге монаха Меркурия.
Ее вторая половина — это повествование о жизни в лагере, где герой был занят на тяжелых работах, в основном на золотодобыче, вплоть до освобождения в 45 г. Духовные вопросы не упоминаются здесь вообще, зато очень много интересных деталей о жизни как зэков, так и аборигенов, обличением системы, которую автор ненавидит, напоминающей рассказы В. Шаламова.
В послесловии редактор И.В. Мамаладзе (он или она - автор и примечаний к тексту) объясняет эти расхождения так: возможно, монах Меркурий услышал о другого монаха (монахов) рассказ об аресте и заключении и соединил в единый текст со своим лагерным опытом, создав эдакую сводную, обобщенную историю. Насколько я понял все эти перипетии, есть подлинная биография монаха Меркурия (в которой есть белые пятна) и есть книга о его «жизни». Последняя — художественное произведение («художественно-документальное», как пишет И.В. Мамаладзе). Отчасти к ней так и надо относиться, ценя всё подлинное и лично выстраданное. Не мне судить монаха Меркурия, уверен, что высший Судия принял раба Божия в лоно свое, но свое мнение о его земных делах я высказал. Решать, конечно, вам.
Впервые издание «Записок монаха-исповедника» вышло в издательстве РПЦ в 2001 г. настоящее издание дополнено и уточнено по найденной впоследствие рукописи. Оформлено качественно и со вкусом — твердый переплет, офсетная бумага, иллюстрации.
Рекомендую ее всем интересующимся историей нашей страны в 1930-40-е гг., со всеми оговоренными выше особенностями, как памятник своего времени.
© Как много писателей, как мало читателей…
Добавить отзыв
Книги: Общие вопросы православия - издательство "ПСТГУ, Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета"
Категория 959 р. - 1438 р.
Книги: Общие вопросы православия
Категория 959 р. - 1438 р.