Отзывы на книгу: Святой против Льва. Иоанн Кронштадский и Лев Толстой: история одной вражды; Издательство АСТ, 2013
529 р.
- Издатель: Редакция Елены Шубиной, АСТ
- ISBN: 9785170771851
- Книги: Художественная публицистика
- ID:1859978
Отзывы (33)
- Антон Рязанов — 26 Ноября 2022
Очень хорошая книга! Очень! Только не согласен с автором, что мы одинаково любим Толстого и Святого Иоанна Кронштадского! Это не так. Их даже сравнить нельзя. Святой Божий – это Святой Божий, а вероотступник – это вероотступник со всеми вытекающими…
- Майя Ставитская — 31 Июля 2022
Битва Гигантов
«И снова и снова встает вопрос: почему это так произошло? А нам-то что делать? Нам, которые не согласны со словами Николая Лескова: “Нельзя одновременно любить Толстого и Иоанна Кронштадтского”
Кто не знает Льва Толстого? А что, есть такие? Лет десять назад на Филиппинах, за столом, где, кроме меня, сидели англичанин, новозеландец, филиппинка, татарка из Узбекистана — моя сестра рассказывала о путешествии по Финляндии на туристическом поезде. Дорожные впечатления, люди, страна, архитектура, природа, как одеваются, чем кормили, сервис. И в финале, тузом из рукава: «А знаете, как поезд назывался? «Лев Толстой.» — стол грохнул.
Не оказалось в этой разношерстной и разноплеменной компании человека, который не оценил абсурда креативной мысли, присвоившей имя творца тому, что стало орудием убийства в самом знаменитом из его романов (с изрядной натяжкой, но это как если бы производители топоров одарили премиальную марку именем Достоевского). Лев Толстой, спустя век после смерти, фигура мирового масштаба и слава его прибывает от года к году.
Кто нынче помнит Иоанна Кронштадского? Я впервые прочла о нем в другой книге Павла Басинского «Посмотрите на меня», и стало открытием, что был такого масштаба, такого уровня всенародной известности и всеобщей любви человек, чудотворец, которого уже при жизни считали святым. а после смерти канонизировали. Что жил он совсем недавно, а умер за восемь лет до революции, и мы ничего, просто совсем ничего о нем не знаем.
Мы живем в мире информации, которая кажется доступной и свободной, но это лишь до определенного предела.. Басинский пишет, что сегодня в именных указателях весьма серьезных научных изданий отец Иоанн фигурирует как «черносотенный проповедник», а в советское время даже студенты семинарий и духовных академий не имели доступа к его произведениям, которые находились в спецхране» о нем нельзя было писать богословских диссертаций. Почему это забвение случилось с тем, кто мог быть достоянием нации и столпом церкви?
С человеком, которого Александру III в беседе о наиболее влиятельных людях России еще в 1891 году назвали вторым после Льва Толстого, и он согласился. С тем, кто, спустя десять лет станет яростным гонителем и инициатором отлучения писателя от церкви — от государственной церкви в государстве, где все социальные структуры были пронизаны православием — тем настроив против себя абсолютное большинство думающих людей России.
«Святой против Льва» — работа, в которой один из лучших специалистов-толстоведов и главный популяризатор Толстого в современной России, Павел Басинский воссоздает историю этой трагической для русской культуры вражды, предельно обострившей противоречия между либералами и консерваторами. Противостояния, которое окончательно развело народ и интеллигенцию. Плодом ядовитого цветка которой отчасти стал сегодняшний раскол нашего общества.
По сути, сдвоенная биография священника и писателя, в части второго подробно рассматривающая именно аспект религиозности, начиная с ранних лет., с культа матери, которой не успел узнать, через перипетии детства с первым сомнением в таинстве Евхаристии, отрочества, беспутной юности молодого аристократа, через духовные искания взрослого человека и уже знаменитого писателя с попыткой принять обрядовую сторону православия и окончательным резким от него отторжением.
Часть Льва Николаевича информативна и безусловно интересна, но о нем мы знаем достаточно много (про отлучение, хотя без подробностей, я помню еще из школьного курса литературы). Подлинное значение книги в том, что это история Иоанна Кроншютадского, рассказанная уважительно, подробно, без окарикатуривания, принятого столетие назад как единственно возможный в разговоре о кронштадском святом тон.
И это потрясающе, это история истовой веры, немыслимо самоотреченного служения, деятельной доброты. Великое счастье, что у России был этот человек. Величайшая беда в том, что лучшие наши люди не умеют действовать в единстве, тратят силы и время на бесплодную вражду, оставив страну на откуп тирании и мздоимству. - Анонимно — 22 Июля 2022
Несмотря на то что некоторые биографические факты были интересны, по большей части они воспринимались как какие-то сплетни. Я ожидал большего от этой книги. Сравнение идей этих двух людей, в чем они расходились. К тому же автор книги не просто обозревает и анализирует жизнь обоих персонажей, он явно предвзято относится к Толстому называя его инфантильным и т. д. С таким же успехом Кронштадтского можно было назвать забитым от того и послушным, но автор этого не делает. Даже в самом названии уже чувствуется предвзятое отношение Святой против Льва. Лучше было бы описывать факты и сравнивать идеологии чем навязывать свое отношение.
- Абдрахманов Закир — 12 Октября 2021
Я прослушал аудиоверсию данной книги раз 10-15( точно не помню), изучая биографию колоса и святого священника . Очень завораживающий и увлекательный текст, и исторически обоснованная информативность, вызывает восхищение и ( мой взгляд) лучше школьных биографий позволяет понять личности этих «противников».
В догонку,прослушав «Без любви жить легче», окончательно убедился в большей гуманности и человечности и не религиозности, а поисках смысла( и кажется он нашёл для себя ) его - Толстого , да он Колос. И не было у него соревнования и тд и тп. - elena.byhgalter — 7 Сентября 2021
Из всей серии о Л.Н. Толстом эта книга меньше всего понравилась, хотя возлагала на нее большее надежды. То ли «исполины» – Толстой и Иоанн Кронштадтский – слишком тяжелы в одной связке, то ли автор сам не особо полюбил эту тему и тяготился ею, но читалось натужно.
- Анонимно — 16 Декабря 2019
Глубокое историко-литературное исследование непростых взаимоотношений двух ,,властителей дум,, рубежа столетий – писателя Льва Толстого (известного всем) и его современника, ,,белого,, священника Иоанна Кронштадского, причисленного к лику святых , но тем не менее засекреченного долгое время даже для духовенства. Автор деликатно и увлекательно рассказывает о видимых и скрытых мотивах их многолетнего противостояния, сильных сторонах и ошибках каждого, оставляя у читателя чувство причастности к истории России.
- avk-05 — 20 Июня 2019
Эта замечательная книга, стоит особняком в нашей биографической литературе. Сам выбор героев для сравнительного анализа – Лев Толстой и Иоанн Кронштадтский – смел, необычен и ломает сложившуюся литературную традицию. (Писателей принято сравнивать с писателями, а святых – со святыми).
В книге много тонких наблюдений, остроумных замечаний и парадоксальных выводов, касающихся не только характера рисуемых персонажей, но и нравов эпохи. Работ такого уровня не появлялись в нашем литературоведении, может быть, лет уже пятьдесят.
К числу изъянов, впрочем, не столь значительных, можно отнести три обстоятельства.
1. Всепрощающая любовь автора к обоим героям заставляет его оправдывать их в любых житейских ситуациях, подчас сомнительных. Думаю, критик масштаба Басинского, мог бы быть и построже.
2. Автор, видимо, относится к числу тех русских интеллигентов, которые «воцерковились» уже в зрелом возрасте, отсюда – особая почтительность по отношению ко всему, что связано с официальным православием, боязнь неосторожным словом задеть «святыню». Иоанн Кронштадтский для Басинского – великий святой, чудотворец и подвижник. Полагаю, нотка умного сомнения в данном вопросе пошла бы лишь на пользу повествованию.
3. Временами стиль автора носит следы торопливости и небрежности. Порой создается впечатление, что он, подобно «неистовому Виссариону», работает «большими площадями». - Анонимно — 13 Июня 2019
Это интересное информативное исследование на тему жизни и веры двух великих людей, неожиданно сопоставленных в довольно художественной форме
- Бурляев Михаил — 29 Ноября 2017
Повествование их жизни, казалось-бы абсолютно разных людей - православного священника и светского человека из высших кругов - писателя с мировым именем, именно за ними было самое настоящее паломничество - в Кронштадт и Ясную Поляну. Раскрывается духовная личность, Кронштадтского пастыря, человека чистого сердцем и Толстого, его поиски Бога, пусть и ошибочные, но они всё-таки были, разрушается миф о Толстом - атеисте, навиваемый нам поколениями. Читается легко. Рекомендуется к прочтению.
- Назарова Татьяна — 29 Сентября 2017
Книга замечательная во всех смыслах, описывает состояние умов на рубеже 20 века, во многом приливает свет на дальнейшие события. Написана не предвзято и не однобоко, с большим количеством материалов. Автор не делает категоричных заявлений, а позволяет читателю самому делать выводы. Очень глубоко изучены биографии Льва Николаевича и отца Иоанна, представлены интересные факты их жизни
- Татьяна Касперова — 17 Сентября 2017
Интереснейшая книга П.Басинского"Святой против Льва" рассказывает о Льве Толстом и "всероссийском батюшке"о.Иоанне Кронштадтском.Они не встречались в жизни,не были знакомы,но знали достаточно друг о друге.Абсолютно разные во всем,они также абсолютно по разному прожили свои жизни,хотя оба жили одним-религией.Кто же был прав-показало время.
- Вихрова Анастасия — 30 Августа 2017
Не могу оторваться. Книга перевернула мои представления и о Льве Толстом и Иоанне Кронштадтском. Строго рекомендовано к прочтению всем, кто интересуется русской культурой, литературой, историей христианства и русской философии. Все здраво, профессионально, без реверансов. Хорошая работа.
- Chir — 23 Января 2017
По мне, так лучшая книга автора из его цикла произведений, посвящённых Льву Николаевичу. Может быть потому, что здесь речь идёт не об одном, но сразу о двух великих людях нашей страны. Исполины. Грандиозная панорама заочной духовной битвы.
- Кривцова Наталья — 3 Декабря 2015
Книга в целом "просится" быть названной не" Святой против Льва", а "Лев против Церкви"(или наоборот), так как ,собственно, сами отношения двух озвученных персонажей уместились бы на одной, максимум на двух, страницах книги. Поэтому название считаю несколько спекулятивно-коммерчески-завлекающим, что ничуть не принижает её (книги)достоинств, которых- множество. Во первых, на примере развития взаимоотношений Толстого с Церковью можно проследить и, вообще говоря, отношения множественной части так называемой "прогрессивно-просвещенной" части общества,тех, кого принято называть мыслителями, интеллигенцией, да и просто людьми ищущими ответов на основной вопрос человеческого существования и Христианской Церковью, в частности, Православной. Для российских реалий это вообще отдельная глубокая тема.
На примере отца Иоанна можно увидеть, что никто не безгрешен из людей при жизни(кроме Иисуса), и пусть незначительные, но все же проявления человеческих страстей(что можно назвать как страстная ревность по святыням) были и у святых, что подтверждает такое радикальное, очевидно не совсем христианское, отношение к Льву Толстому, выразившееся в таких жестких высказываниях в сторону его личности(а не его взглядов).
Это еще раз напоминает, что к сонму святых Христианской Церкви причисляют не за безгрешность(что невозможно по сути), а за сумму векторов и поступков в течении всей жизни на основе христианских заповедей в Лоне Церкви Христовой.
Автор оставил самые приятные впечатления и стилем изложения и деликатной манерой раскрытия точек зрения обоих сторон "противостояния", давая читателю самому сделать свои выводы. Никаких реверансов и "нарочитых осторожностей" в высказываниях замечено не было. Все по существу и со знанием вопроса. Книга оставила самые приятные впечатления. Рекомендую всем причастным и интересующимся. - Ангелина Коньшина — 22 Июля 2015
Святой против ЛьваСпасибо автору за прекрасные книги о Льве Толстом и том сложном времени, в котором он жил. Очень приятно читать вещи, написанные с таким тактом и уважением ко всем героям. Автор показывает – насколько это возможно – объективную картину, пытается понять характер каждого исторического лица, понять мотивы его поступков, его психологию.
Эта книга для меня еще раз подтвердила известную теорию, что многие беды России происходят от расслоения нашего общества, которое сложилось после реформ Петра I, когда правящие классы фактически превратились в иностранцев в своей стране. Лев Толстой как тонко чувствующий человек прекрасно понимал это и пытался отказаться от своей «иностранности», опроститься, приблизиться к крестьянам. Но он не мог до конца их понять и дать им то, что давал отец Иоанн Кронштадтский – искреннюю любовь, милость и утешение. Иоанн Кронштадтский был «свой», родной и близкий, а Лев Толстой всегда оставался «графом, который чудит».
И очень-очень жаль, что «В результате спора Льва Толстого и Церкви молодежь не пошла ни за Церковью, ни за Толстым. Пошла за Максимом Горьким» (из книги). К чему это привело – всем нам известно. - Дерюгина Наталия — 16 Июля 2015
Очень достойная книга. Читается легко. А материал очень «трудный». Спасибо автору, что так легко все изложил. Открыла много нового про Л. Толстого.
А И. Кронштадтского уважала и раньше, хотелось еще что-то почитать. И вот нашла эту достойную книгу – о Тостом и о Кронштадском в одной книге – это то, что мне было нужно. - Anny — 10 Июня 2015
Задета словами Марины,что Дневники св.Иоанна наивны до глупости и никто их не читает.С чего Вы взяли,что их не читают? Я знаю многих людей,которые читают и любят книги св.Иоанна.Не все труды святых доступны для нашего ума,это не значит,что эти проповеди,сочинения глупы,просто иногда наш ум слишком мал,чтобы понять их.
- Чернокнижник Ирина — 25 Ноября 2014
Великолепная, читабельная книга, несмотря на сложный документальный жанр. Очень импонирует тактичное отношение автора к диаметрально противоположным персонажам, где личные привязанности и антипатии уступили место объективности взгляда и исторической правде.
Позволю себе не согласиться с уважаемой Марией Сидякиной, в большей части, по идеологическим вопросам и оценке персонажей книги. На примере св. прв. Иоанна Кронштадтского хорошо заметно, что Церковь в лице своих лучших представителей никому не навязывает ложь, а доказывает истинность своих убеждений всей своей жизнью. А худшие представители – ну что ж, мы все не без греха, и не все оказались на своем месте, выбрав священническое служение. В свою очередь, Евангелие от Толстого – классически навязываемая ложь, где человек не разобрался в предмете и запутал все, что можно запутать. Но при этом он пытается обвинить в этом предмет исследований, а не себя и свои познавательные способности. «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне есть плод» (Быт.3:12) - что поменялось со времен сотворения мира? Виноваты все вокруг, но не я :) А если мы пытаемся предположить, что Толстой ближе к Господу нашему Иисусу Христу, чем св. Иоанн Кронштадтский, - как же совместить эту приближенность с полным отказом от Таинства Евхаристии и христианского погребения? Любой человек, претендующий на звание богослова, прекрасно понимает, что такое Святое Причастие, и что оно действует на человека независимо от святости и нравственных качеств пастыря Церкви, подающего Дары.
Дневники св. Иоанна Кронштадского – ценнейший опыт Богообщения человека, посвятившего служению Господу всю свою жизнь, несмотря на процесс нравственного разложения общества, запущенный в XIX веке. Их сегодня много читают и цитируют, бесконечно уважая их автора. И книга П. Басинского – еще один повод взяться за дневник святого и прочесть то, с чем еще не успел познакомиться. - Мария Сидякина — 6 Августа 2014
Книга хорошая, очень ее ждала, но ожидала нечто большего... Немного странно все- таки выглядит сравнение несравнимого- Толстой и Кронштадский... это все ровно что фиолетовое и соленое, как-то так...В этой битве я конечно же на стороне любимого Льва Николаевича, который как и любой гений выступил против всех- общества, традиций, морали и устоев в своем вопросе против Церкви, подтвердив тем самым что " узки врата Истины" к ней всей толпой не протиснешься, а только в одиночку, на ощупь, только свой опыт познания Истины и Бога важен и ценен по- настоящему, а не навязанная Церковью ложь. Такому " еретику " и " отступнику" будет рад любой Бог. Книга наталкивает на размышления о Церкви, о ее истинном лице и ее отношении ко Льву Николаевичу, кто же был ближе к Христу, Толстой или проклявшая его Церковь? Такой вопрос ставит перед читателем Басинский, и отвечая на него нельзя не задуматься над тем, что Толстой был не меньшим пропагандистом любви, сострадания, терпимости и человеколюбия в своей жизни и в своих великих произведениях, нежели Иоанн Кронштадский в своих проповедях, только кто сейчас читает проповеди Кронштадского и его дневники? Дневники Кронштадского наивны до глупости, а книги Толстого вечны, он навсегда будет заставлять нас думать и чувствовать , поэтому в этой битве " Святой против Льва" победил все же Лев!
- Дмитриева Людмила — 7 Июня 2014
Книга великолепная. Автор опроверг эпиграф книги, она написана с любовью и к И.К., и Л.Т. Я когда читала меня почему-то интересовало больше не их отношения, а личности и взгляды. И если с И.К. мне все понятно и принято, то с Л.Т. так и не поняла (я прочитала достаточно много книг) его духовного переворота, взглядов и т.д. Бедная Софья Андреевна - видеть как после великих романов пишется всякий религиозный бред. Книга написана исследовательски и интересно. Кто интересуется христианством и Л.Толстым рекомендую обязательно прочитать.
- Шелестов Кирилл — 26 Марта 2014
Замечательная, новаторская работа, написанная умным, тонким и очень наблюдательным человеком. Она позволяет под необычным углом оценить духовное и творческое наследие Льва Толстого и впервые дает проникновенный взгляд в психологию личности святого Иоанна Кронштадского.
Даже не помню, приходилось ли мне в последние годы читать что-нибудь подобное на русском языке.
Поздравления!
К.Ш. - darina-club — 19 Марта 2014
Прекрасная книга, сравнительный рассказ о жизни и внутренних противоречиях Льва Толстого и полной увПрекрасная книга, сравнительный рассказ о жизни и внутренних противоречиях Льва Толстого и полной уверенности в правильном выборе жизни Иоанна Кронштадского. Каждый человек индивидуален и обладает особенностями характера, исходя из которых и старается жить в соответствии со своими жизненными принципами. Одна из моих любимых книг, которая помогает сделать мне правильный выбор и ставит мозг на место, когда мои внутренние противоречия имеют место быть. Спасибо автору за увлекательное и полезное чтение.
- pard69 — 3 Февраля 2014
Предыдущая книга, «Бегство из рая», была намного интереснее, «История одной вражды» явно вторична, в ней автор периодически «пережевывает» то, что уже успел поведать в «Бегстве», кроме того многое кажется уж слишком субъектиным и притянутым за уши. Объем изученных материалов и проделанная Басинским работа, безусловно, вызывают уважение, но этого явно недостаточно для того, чтобы подобное чтение стало увлекательным: слишком много деталей все время пристально изучает автор, «растекаясь мыслью по древу». Книгу удалось дочитать исключительно из принципа.
- 18-627-841 — 29 Января 2014
Немного о стилистикеАвтор демонстрирует отличные знание исторических документов и свидетельств событий того времени, однако стиль изложения мне показался сложным для восприятия. Иногда во время чтения складывалось впечатление, что я читаю черновой вариант книги. Словно книга минула редактуру и сразу, в черновом варианте, дошла до читателя. Некоторые сноски излишни, в то время как некоторые места нуждаются в дополнительном разъяснении для среднего читателя, мало знакомого с биографическими и историческими документами того времени (коим являюсь я).
- Мельников Алексей — 18 Января 2014
Написана легко - даже слегка упрощенно. Читается быстро (как семечки) - не оторваться (последствия, увы, аналогичные - легкая изжога). Это, собственно, и настораживает. Имея ввиду масштаб оппонирующих персонажей. Масса фактов, (не обошлось и без гонореи у Толстого, и женитьбы по расчету Ивана Сергиева), сотни цитат, десятки авторских предположений. Позиция нарочитого нейтралитета в гибельном споре И.Кронштадского с Л.Толстым несколько искусственна. Впрочем, любая в описании этой ужасной схватки может оказаться весьма ущербной. Книгу захотелось бросить читать уже с предисловия, в которой святой молится за скорейшую смерть великого русского писателя. И вскоре умирает сам. На память пришла недавно прочитанная история двух других гениальных спорщиков XX века - Бора и Эйнштейна. Принципиально разные взгляды на проблемы мироустройства (в том числе и - на Божественное) - не менее антагонистические, нежели у наших героев. Но насколько более интеллектуальным, деликатным, интеллигентным (хотя термин этот наш, русский), уважительным к позиции оппонента и просто на порядок более культурным был спор выдающихся мыслителей-антагонистов - Бора и Эйнштейна. И что - у нас... Бедная Россия! Можно читать книжку, а можно и не читать - сдвинуть горы в истории русской литературы все равно не получится. Равно как - и оросить простирающиеся в ней в крив и вкось духовные пустыни.
- Анна Анатольевна Цыпляева — 14 Сентября 2013
Отличная книга. Спасибо автору!
- Шевченко Лариса — 27 Августа 2013
Привлекла возможность разобраться в таком ключевом вопросе русской культуры (и не только русской) - частный честный человек перед лицом веры и её гарантиями, к тому же посредником веры является честный священник (и святой). И если про Льва Толстого кое что было известно, то про Иоанна Кронштадского только очень поверхностно.
Лично для меня книга оказалась очень информативной. Сложнейший и спорный вопрос раскрыт беспристрастно и трезво. Как Лев Николаевич, так и Иоанн Крондштатский становятся реальными (хоть и неоднозначными) персонажами истории, духовной жизни.
По прочтении появилось ещё масса вопросов относительно позиций Льва Толстого. Это повлияло на то, что следующей заказанной книгой стала "Дневники Льва Толстого" В.В. Бибихина. Кто как не Бибихин может помочь в тяжёлых ситуациях понимания. - Mary Puchkina — 2 Августа 2013
Два духовных полюса РоссииКнига безусловно стоящая и важная. Признаюсь, я прежде была скорее на стороне «Льва», а к священникам и уж тем более «Святым» относилась скептически. Это исследование помогло иначе увидеть мир православия. Иоанн Кроншдатский – пример и личного мужества, и христианской любви. Вот только жаль, что познать Христа разумом (Толстой) и традицией, сердцем (Кроншдатский), означает встать на разные стороны баррикад. Автор очень ярко показывает неумолимую логику этого противостояния, где каждый по-своему свят и грешен. Очень советую прочитать.
- Кошка из лукошка — 1 Июля 2013
Читаю с большим удовольствием. Я была мало знакома с жизнью О. Иоанна Кронштадтского, даже мысленно относила его к более раннему периоду, о Толстом много читала, но никогда не давала себе труда вникнуть в его религиозные воззрения, и вот все это вместе показалось мне необычайно интересно. Обе личности вызывают глубочайшее уважение, прочитанное хочется обсуждать, размышлять над поставленными вопросами, дать себе отчет в собственном отношении к религии, православию, нравственным ценностям.
Те же деньги, что это: зло, которого Толстой в старости чурался, понимал как эквивалент эксплуатации чьего-то труда, не имел их сам, призывал к этому жену и ничего не мог дать просящему
или же благо, которое насущно, которое в помощь нуждающемуся, которое верной рукой О. Иоанна Кронштадтского перейдет от купчихе к нищей вдове, и будет так всю его жизнь?
Или немилосердные слова Иоанна Кронштадтского, обращенные к Толстому. Ведь он ему косвенно смерти желал, ни много ни мало, так скорбело его сердце за Церковь, за поругание Евангелия, за соблазнение малых мира сего. И ответное молчание Толстого.
Обо всем этом очень интересно подумать.
Сама книга прекрасно издана и проиллюстрирована, в конце приводится текст определения Святейшего Синода об отлучении Л.Н.Толстого, связанная с этим переписка Л.Н.Толстого, С.А.Толстой, обращение Толстого к духовенству и ответ О. Иоанна Кронштадтского. - Татьяна Смыкунова — 7 Июня 2013
"Святой против Льва"Книга очень интересная, потому что помогает понять и того, и другого, и, что самое главное, простить некоторые поступки, которые казались неприемлемыми. Мы, люди, все разные, а великие люди тем более. Их недостатки – продолжение их достоинств и наоборот. Только в бОльшем диапазоне, чем у нас, смертных. Хорошо, что в книге очень много цитат из дневников героев повествования с размышлениями автора. Спасибо ему.
- Anonym — 31 Мая 2013
От очерка Иоанна Шаховского о Льве Толстом книга отличается многословием и желанием высказать как можно больше на одном дыхании пока не прервали.
Факты в основном известные. Было скучно, довольно скоро пропало желание дочитать это до конца (имею навык чтения серьезной специальной литературы).
Качество печати и иллюстраций хорошее. - Анкоров — 27 Апреля 2013
Книга ценна еще тем, что известным событиям в ней дается своеобразный "мистический" или глубинный психологический подтекст. Обе личности раскрываются через их детство, ступени возрастания, отношение с близкими.
Развенчиваются некоторые расхожие мифы. скажем, о том, что Лев Толстой был ярым противником св. Иоанна.
Издание содержит более 60-ти страниц интересных приложений: писем, отзывов, документов. Они позволяют более объемно представить всю картину.
Есть также две вкладки с фотографиями.
Всем рекомендую. - агафонов егор юрьевич — 10 Апреля 2013
Замечательная книга. Поднимает одну из самых острых страниц в истории отношений Церкви и общества предреволюционного периода. От автора, известного специалиста по Льву Толстому, было бы вполне естественно ждать в описании этого драматического конфликта откровенно "протолстовской" позиции, но происходит иначе. Его деликатность исследователя, взвешенность и точность формулировок, внимательное отношение к позициям обоих сторон, стремление понять их логику и характер действий заслуживают самого глубокого уважения. Эпиграфом к книге стали слова Н.Лескова, утверждающего, что невозможно любить одновременно и Л.Толстого, и о. Иоанна Кронштадтского. Похоже, что именно эти слова стали для автора своеобразным вызовом, заставившим проверить это утверждение, и опровергнуть его. В приложениях к книге - довольно редкие документы, относящиеся к истории "отлучения" Толстого, его реакции на это событие и ее восприятия Церковью. Смело можно рекомендовать всем, желающим точнее понять отношения Церкви и общества в конце т.н. "синодального" периода церковной истории России, да и в истории русской культуры вообще.
Добавить отзыв
Где купить (1)
Цена от 529 р. до 529 р. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Лабиринт | 690 р. | |
OZON | 2310 р. | 24.06.2024 |
Описание
На рубеже XIX-XX веков в России было два места массового паломничества — Ясная Поляна и Кронштадт. Почему же толпы людей шли именно к Льву Толстому и отцу Иоанну Кронштадтскому? Известный писатель и журналист Павел Басинский, автор бестселлера «Лев Толстой: бегство из рая» (премия «БОЛЬШАЯ КНИГА»), в книге «Святой против Льва» прослеживает историю взаимоотношений самого знаменитого писателя и самого любимого в народе священника того времени, ставших заклятыми врагами.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Павел Басинский |
Переплет | Твердая глянцевая |
Издатель | Издательство АСТ |
Год издания | 2013 |
Серия | Литературные биографии Павла Басинского |
Страниц | 576 |
Переплёт | твердый |
ISBN | 978-5-17-077185-1,978-5-17-077803-4 |
Размеры | 84x108/32 |
Формат | 84x108/32 |
Тематика | Макияж, уход за кожей и парфюмерия |
Тираж | 12500 |
Язык издания | Русский |
Кол-во страниц | 576 |
Возрастные ограничения | 16 |
Форматы электронной версии | FB2.ZIP,FB3,EPUB,IOS.EPUB,TXT.ZIP,RTF.ZIP,A4.PDF,A6.PDF,MOBI.PRC,TXT |
Книги: Деятели культуры и искусства - издательство "Редакция Елены Шубиной, АСТ"
Книги: Деятели культуры и искусства
Категория 423 р. - 634 р.