Отзывы на книгу: Периферийные устройства (Уильям Гибсон); Азбука, 2015
Отзывы (8)
- Майя Ставитская — 23 Октября 2022
Партия в периферанс
"большое зло не блистательно, оно просто возникает из заурядного мелкого зла, если тому дать возможность вырасти."
На Amazon Prime Video стартовал первый сезон сериала по роману, такие вещи обычно подстегивают читательский интерес к литературному источнику. Я не самая большая поклонница мрачной эстетики и маргинальных героев Уильями Гибсона но эту книгу я захотела читать, и не разочаровалась.
Если вы тоже планируете взяться за нее, этот текст поможет разобраться в реалиях и не бросить на старте - Гибсон не тот автор, который подробно объясняет читателю устройство своего мира, с непривычки можно не то, чтобы обжечься, но получить не самые приятные ощущения и решить, что не стоит продолжать. Стоит.
Итак, "Периферийные устройства": действие разворачивается в двух временных стратах, первая около тридцатых нашей реальности, вторая - +70 лет ко времени первой. В первой дроны и 3D-принтеры настолько стали частью повседневности, что воспринимаются уже как скучная ее деталь. Свободы и благосостояния ни то. ни другое не прибавили, богатые чуть разбогатели, бедные еще больше обеднели, американский периферийный городок (название книги многозначно, как и положено хорошему названию), очень простая семья.
Юная Флинн, которую в экранизации исполняет Хлоя Морец, ухаживает за больной матерью. Вообще, она хотела бы завербоваться в армию, для простых молодых людей из таких мухосрансков это единственная возможность покинуть низший класс и перейти в средний: армия, потом колледж, потом много-много работать, и наконец стать своим в новой среде. Хотя в случае с ее братом Бертоном идеальная схема не с работала, с Гаптической войны он вернулся с ПТСР, а такое не сильно способствует дальнейшему личностному и социальному росту. Флинн работает в 3D-мастерской, ездит на велике, ухаживает за больной мамой.
Все начинается когда брат просит подменить его в тестировании новой компьютерной игры - то, что сами они хотели бы считать подработкой, но на деле основной вид его заработка. Если вы думаете, что вот какая классная жизнь, сиди играй, а тебе за это еще и деньги будут платить, то вы сильно ошибаетесь. Работа, она всегда работа, и требования к добросовестности высоки, и торчать за компом порой приходится сутками, чуть ли не в памперсах, и в прохождении изворачиваться немыслимыми способами. Но здесь особых сложностей не ожидается. Патрулируй башню, где проходит VIP-вечеринка от дронов папарацци и сильно не напрягайся.
Однако в процессе наблюдения Флинн становится свидетельницей крайне неприятного происшествия. Молодая женщина оказывается убита уж очень изощренным способом и явно не без участия ее красавца спутника. Убита так, что и тела не остается. Мерзко конечно, но в играх чего только не случается - думает Флинн, уже смутно догадываясь, что происходящее не совсем игра или даже совсем не игра.
И да, на самом деле она не тестировала игру, а была нанята (ну, брат был) человеком из того самого своего +70, хотя не вполне своего,но объясню позже. Среди множества замечательно удобных и полезных изобретений этого будущего некий сервер, позволяющий проникать в прошлое, эксплуатируя его как империи в колониальной системе используют колонии, творить. что хочется. То есть? А как же временные петли, парадоксы, эффекты бабочек и вот это вот все?
На их жизни это никак не отразится. Сервер работает не с прошлым собственной реальности, но с ответвлениями, которые здесь называют "срезами". В дивном новом мире трудятся наноботы: хочешь дворец построят, хочешь - любой деликатес синтезируют, вылечить от любой болезни, опять же, могут таким специальным приборчиком "Медичи". Двусмысленная название, учитывая, чем прославилась королева Екатерина из одноименной династии, и тем не менее.
А еще там уйма перифералей, (от "периферийное устройство", вроде принтера) собственно роман так и называется The Peripheral - синтезированных наноботами искусственных людей (и не только, хочешь собаку с геномом тасманийского дьявола - будет тебе такой песик). А зачем? Не, ну есть утилитарные цели, слуги всех сортов, компаньоны для пожилых, няни детям. Но главное, там очень мало людей. Почти совсем не осталось. Большая часть популяции уничтожена чередой техногенных и природных катастроф. Ого! Вот так.
То есть, Гибсон делает совершенно революционную вещь. Моделирует постап-реальность не в виде мерзости запустения, в которой человек человеку волк, а самым нарядным вариантом. какой только можно вообразить. Ради чудес и диковин этого мира, а главное - ради концепта, читать определенно стоит.
Ну и за тем. чтобы ощутить как чувствует себя человек, чье сознание оказывается в куда более совершенном теле периферали. - Варвара Кондратьева — 17 Сентября 2021
Уильям Гибсон - это не просто автор-фантаст. Это даже не автор-пророк. Уильям Гибсон - человек, удивительно тонко чувствующий настоящее. На его фоне многие заслуженные корифеи фантастики 1960-х годов кажутся просто наивными подростками - поскольку, в свою очередь, тоже описывали собственное настоящее, заключая его в яркую обёртку возможного "космического будущего". Так вот, никакого "космического будущего" нет. Будущего вообще - нет, есть только бесконечная череда вероятностей, разветвление реальности на множество отдельных веток, часть из которых продолжает рост дальше, часть - усыхает и истончается. Мир, который описывается в романе, имеет несколько временных слоёв, но по факту всё происходит одновременно... сегодня. Сейчас.
Чтобы хорошо понимать то, о чём пишет Гибсон, необходимо быть хорошим наблюдателем в первую очередь за собственным настоящим, быть по-настоящему внимательным читателем, восприимчивым к сложностям текста (автор, прекраснейший стилист, не даёт пощады в этом плане) и нюансам сюжета. Это - полное погружение в "сейчас", пусть "сейчас" выглядит как Америка недалёкого будущего или Лондон из будущего подальше. А ещё это, возможно, один из лучших фантастических романов начала XXI века. - Анонимно — 17 Сентября 2018
Очень интересная книга. Временные сдвиги, общение через эти сдвиги, прогресс и прошлое. Почти апокалипсис и уникальная возможность если не спасти мир, то уменьшить количество жертв и проблем. Изменить будущее из будущего же. Сюжет закручен хорошо, хоть концовка показалась немного смазанной. Немного мешало вначале большое количество терминов. НО понравилось то, что объяснение их было не привычной звёздочкой в тексте и пояснением снизу страницы, а вписанных в контекст истории. Люди из будущего объясняют новичкам из прошлого что и как надо сделать, имея то что они имеют. Впрочем, хорошие мозги, необходимые навыки и помощь с железом, кажется, вполне способны решить этот вопрос...
- Иван Антипин — 16 Сентября 2018
Очень давно Уильям Гибсон стал одним из основоположников нового жанра и теперь продолжает выдавать интереснейшие идеи! С одной стороны, временные сдвиги - основная идея "Периферийных устройств" уже давно заезжена и казалось бы раскрыта со всех возможных ракурсов, но Гибсон показал её с такой неожиданной стороны, что только диву даешься. К шикарной идеи добавлена компания ярких и предприимчивых персонажей, напоминающих героев авантюрных фильмов и книг 80-х годов ХХ века. Казалось бы должен получиться шедевр, сравнимый с прежними романами Гибсона, но слабый сюжет и абсолютно невыразительные антагонисты не позволяют книге раскрыть весь свой потенциал.
Читать в случае острой нехватки фантастики с яркими персонажами, но не рассчитывать на очень многое. - Анонимно — 14 Сентября 2018
Альтернативное будущее, альтернативное прошлое, новый взгляд на манипуляции со временем, интересные фантазии на тему интеграции человек-машина. НО! Совершенно банальный боевичок в конце.
- Сергей В. Осипов — 17 Сентября 2017
Последний во времени издания роман классика американской научной фантастики Уильяма Гибсона "Периферийное устройство" достойно переведен Доброхотовой-Майковой и хорошо издан Азбукой. Люди в Америке конца 21-го века видят на экране будущее, отстоящее от них на 70 лет, и это будущее использует свое техническое превосходство для финансовой эксплуатации прошлого. Да, а еще там есть убийство (в будущем), и опознать убийцу может девушка из прошлого, но для этого ей нужно попасть в будущее, загрузив свое сознание в тело-куклу, которая в принципе и называется "периферия" или перифераль. Два описанных автором весьма мрачных будущих западной цивилизации вполне себе занятны, если не обращать внимание на штампы типа судьбоносного убийства президента. Бонусом идут всякие русские следы - от потомков условного Романа Абрамовича до мотоцикла "Урал".
- Семенов Владислав — 14 Августа 2015
Что делает произведения Уильяма Гибсона такими пугающе убедительными? Автор не балует читателя ни красочными описаниями действительности, ни подробными описаниями научных изобретений. Конек Гибсона – точность, приправленная неповторимой эстетикой.
Гибсон открыто выразил свои претензии к фантастическому жанру в сопроводительных словах (см. реверс обложки). И с высоты своего опыта оценил допущенные в прошлых произведениях ошибки, переосмыслил свое отношение к приемам, необходимым для максимальной достоверности. Результат потрясающ: в «Периферийных устройствах» каждый персонаж реален настолько, насколько возможно описать в романе о ближайшем будущем. «Глянцевый картон» характеров наконец поматовел и обрел объем и фактуру, свойственную даже не картонным машинам будущего, но как минимум голограммам. Причем все это достигается весьма скромным арсеналом литературных приемов. Автор точными штрихами изображает мир будущего и его героев, с иными взглядами, чем у нас вами, но таких же живых и человечных. Гибсон наполнил мир «Периферали», казалось бы, несущественными деталями, но за каждой проглядывается метафоричность, при прочтении ни в коем случае не стоит проскакивать такие моменты, как если бы вы читали боевик, иначе рискуете испортить восприятие произведения и не увидеть его ключевых достоинств. Даже обилие брендов (авто, кофе, одежды и т.д.) смотрится весьма уместно и не кажется просто данью моде, а дополняет образ мира, обеспечивая целостность его восприятия читателем.
Книга заставляет, среди прочего, задуматься о трудностях, что могут ждать нас в уже довольно близком будущем: в экономическом, культурном, технологическом, социальном и даже политическом плане. Если вам интересны эти темы, то не пугайтесь фантастической обертки и смело читайте.
Перевод Доброхотовой-Майковой профессионален и стилистически адекватен оригиналу. Но не стоит от него ждать доскональной точности, перевод выполнен явно в стиле художественной адаптации, отчего, к примеру, образ Флинн становится чуть более сглаженным и слегка «русским». Что уж там говорить о известных «фишках» этого перевода: phone-телик, Coldiron–Сольветра, builders-лепилы и т. д. Опечаток заметил не больше пяти, но специально не искал.
Российское издание радует качеством обложки и плотным «супером» (несмотря на аляповатый блеск в духе крыла насекомого) и иллюстрацией, приближенной к оригинальной. Из недостатков следует отметить неидеальную печать и просвечивающую бумагу. - Каратель — 1 Августа 2015
Ближайшее будущее, виртуальные миры, антиутопия, крутые одиночки и беспощадная Система. Казалось бы, традиционный для киберпанка (да и самого Гибсона) набор, но здесь нет яркой неоновой футуристической мишуры 80-х, грань между реальностью и виртуальностью тонка как никогда, большинство чудесных гаджетов не более чем незначительное развитие уже существующих продуктов, а будущее действительно мрачно и беспросветно, а главное — для многих уже предопределено. Герои, правда, все те же.
Сюжетная канва для любого поклонника Гибсона будет знакома и привычна — постепенно все теснее переплетающиеся судьбы разных героев, несчастное стечение обстоятельств в качестве отправной точки и ситуация постоянного цугцванга, когда из всего богатства выбора остаются варианты хуже некуда.
Прикладная, подчиненная роль фантастических элементов — не ждите что герои, а тем более сам автор, будет расписывать красоты и восхищаться чудесами. Если надо забить гвоздь, а ближе всего микроскоп — используют его... а затем наглядно продемонстрируют последствия, в традиционном для писателя жанре на стыке НФ и «крутосваренных» детективов.
Крайне меткое определение «фрактальный сюжет» — не успеете вникнуть в сленг и терминологию, хоть как-то пообвыкнуться в реалиях будущего, как вас ошарашат новыми гранями описываемой реальности и взаимосвязями между ней и персонажами, у многих из которых окажутся диаметрально противоположные предполагаемым поначалу мотивы. Финальная точка тоже, отнюдь не означает завершенность действия — скорее приглашает к размышлению над возможным будущим одних героев и прошлым других, благо композиция романа с учетом некоторых подробностей отношений персонажей выстраивает в потенциале даже не кольцо, а некую постоянно изменяющуюся сложную структуру.
Лаконично, сухо, жестко и крайне пессимистично... хотя и с рядом счастливых исключений из правил.
Добавить отзыв
Где купить (1)
Цена от 563 р. до 563 р. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Лабиринт | 470 р. | |
book24 | 530 р. | 30.03.2025 |
Описание
Впервые на русском - новейший роман автора трилогии "Киберпространство" и "Трилогии Моста", "Машины различий", "Распознавания образов" и "Страны призраков". Главный визионер современности вернулся наконец назад в будущее! Бертон служил в корпусе морской пехоты, в элитном подразделении Первой гаптической разведки. Когда он вернулся с войны, посттравматического синдрома у него не нашли, но пенсию по инвалидности дали. А тут у него и тайная подработка появилась: испытывать новую компьютерную игру. Но однажды ему понадобилось уехать в соседний город, и он попросил свою сестру Флинн подменить его на очередном сеансе бетатестирования. Ничего, мол, сложного: патрулируешь на квадрокоптере периметр трех этажей высотки и отгоняешь стрекоз-папарацци. Но Флинн не была готова к тому, что там увидит, - то ли это просто игра, то ли настоящее убийство. И где это - там?
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Уильям Гибсон |
Серия | Звезды новой фантастики |
Раздел | Зарубежная фантастика |
Издатель | Азбука |
ISBN | 978-5-389-09524-3 |
Возрастное ограничение | 18+ |
Год издания | 2015 |
Количество страниц | 448 |
Формат | 145x216мм |
Вес | 0.55кг |
Страниц | 448 |
Переплёт | твердый, суперобложка |
Размеры | 21,50 см × 14,50 см × 2,40 см |
Тематика | Научная фантастика |
Тираж | 8000 |
Переплет | Твёрдый переплёт |
Бумага | офсет |
Кол-во страниц | 448 |
Возрастные ограничения | 18 |
Книги: Фантастический зарубежный боевик - издательство "Азбука"
Категория 450 р. - 675 р.
Книги: Фантастический зарубежный боевик
Категория 450 р. - 675 р.