Отзывы на книгу: Библиотекарь (Елизаров Михаил Юрьевич); Редакция Елены Шубиной, 2016

335 р.

Где купить

Отзывы (48)


  • 3/5

    Всем Доброго времени суток!
    Я как-то опрометчиво написал, что "Один день опричника" Сорокина худшее из всего, что Я прочёл. Так вот, беру свои слова обратно.
    Прочёл Я недавно и сие "произведение" и по сравнению с ним "ОДО" действительно шедевр.
    Хотя задумка конечно хорошая, но выполнена она... прости Господи.
    Само повествование напоминает сочинение восьмикласника о том, как ночью у соседей навоз воровали.
    Персонажи вообще никакие, даже не картонные поэтому никто из них не вызвал никаких эмоций или сопереживаний. А из убитых по настоящему было жалко только собак Найду и Латку.
    Особенно выбесила третья часть. Ну финал конечно - это вообще Пока я читаю книги, земля предков будет под надёжной защитой (это в общих чертах не перепечатывать же из книги целый абзац).
    В общем финал именно тот самый абзац.
    В очередной раз убедился ко всему, что получило какую-то премию лучше даже не приближаться.
    Хорошо хоть не покупал книгу, а тупо скачал в сети.

  • 4/5

    Борис Павлюков, браво!

  • 1/5

    На редкость скучная и занудная книга. Уже столько раз обещала себе, что не буду читать книги, отмеченные премиями. Не рекомендую.

  • 4/5

    Очень посредственное произведение. Самое большое разочарование, что понимание отсутствия смысла после прочтения. Затянутые описания мелких деталей.

  • 5/5

    Прочитал более половины с великим усилием над собой.Не вижу смысла далее насиловать себя чтением этой бредятины. Абсолютно неинтересно, полная чепуха. Жаль потраченного времени и денег. С Елизаровым на этом пожалуй всё . Полное разочарование. А ведь по этой дерьмо книжке собрались киношку снять... Жаль.

  • 4/5

    glassy_test, ориентироваться на книжные премии, это как выбирать фильмы по количеству выданных оскаров, особенно в последнее время)))

  • 2/5

    Книга по началу понравилась, потом при чтении дальше сюжет замыливается, концовка вообще ни о чем, читая думал что вот будет развязка о книгах дающих силу, это произведение можно назвать школьным сочинением на советскую тему.

  • 4/5

    autoreg795249746, Полностью поддерживаю позицию автора рецензии. Нас все время пытаются знакомить с очередями новых персонажей, но мы не успеваем ни узнать их, ни посопереживать, т.к. их очень быстро убивают, предварительно им что-нибудь отрезав. Боевые сцены занимают три четверти книги и не имеют ценности с точки зрения развития сюжета. Сам же сюжет и особенно финал сильно не дотягивают до претендующих на мотивированность.

  • 1/5

    Вся книга представляет из себя нелепые и довольно скучные описания боевых сцен, перемежающихся кратковременными отрезками отдыха. Сюжет никакой, мотивация персонажей неубедительная, все это обильно заправлено литрами кровавого кетчупа по современной моде. Кто присудил этой книге букера и за что? Видать мир потихоньку сходит с ума. Очень жаль потраченных денег. Никому не рекомендую.

  • 1/5

    Брала эту книгу в библиотеке, исключительно из-за названия (сама библиотекарь). Большего бреда не читала. С трудом продиралась сквозь эти словесные дебри в поисках смысла, и так его и не нашла. Может, кому-то это понравится, но не представляю, чем и кому.

  • 5/5

    Очередная книга из лонг-листа "Русского букера". Автор писатель, музыкант, одевающийся во все черное - по музыкальному стилю - смесь панка-барда и шансонье, создал стильное произведение с весьма неожиданным сюжетом - предмет вожделения людей и по сути наркотик - книга, создающая в сознании людей такой "трип" - о котором нельзя и мечтать. Достаточно чернухи, кровавых сцен, гротесков, разворотов сюжета - и как в любом русском романе - из хаотичности событий, бредовости - возникает понимание - что вот он - единственный смысл бытия без всякой там толерантности, совсем рядом - сейчас постигнешь его - и только ради этого смыла стоит жить и умирать, и убивать других людей конечно... Наверное поэтому и люблю читать книги русских авторов - все они в поиске большого смысла и маленьких смысликов жизни.

  • 4/5

    Честно говоря, взяла книгу чисто из-за названия, поскольку я сама по профессии библиотекарь. Также заинтриговала обложка. Вообще я крайне редко читаю русских авторов, почему-то больше привлекают аннотации и оформление книг зарубежных авторов.
    Я прочла около половины книги и остановилась. Несколько раз пыталась себя заставить дочитать, поскольку стараюсь не бросать то, что начала, но всё-таки не осилила. Может, когда-нибудь снова до неё доберусь

  • 2/5

    Очень специфичное описание, несмотря на неплохую общую идею... Окровавленный топор на обложке неслучаен, много крови, смерти, грубости... Не совсем понятна по описанию суть книги, что может ввести в заблуждение при покупке

  • 5/5

    Книга слабая, скучная. Замысел интересный, но его реализация - провал. Но для премии с нелепым названием "Русский букер" сгодится.

  • 5/5

    Захватило и не отпустило. Елизаров большой мастер языка, который не топит свое повествование в красивых оборотах, а выводит сюжет на первый план, лишь иногда придавая ему искру. Сюжет при этом захватывающий и непредсказуемый, а финал абсолютно гармоничный

  • 5/5

    Писатели часто обращаются к теме "роль книги в современном обществе". Давно стал классикой роман Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". А недавно Владимир Сорокин разразился ехидной "Манарагой"... "Библиотекарь" Елизарова по мне глубже, остроумнее, сатиричнее, многоплановей и Брэдбери, и Сорокина. И, кстати, наименее пессиместическая из них. Я в восторге, но считаю небходимым предупредить, что роман Елизарова "не для широких читательских масс". Он ориентирован прежде всего на молодого интеллектуала, кому по душе постмодернистская проза Толстой, Пелевина, Сорокина... Читателей, воспитанных на соц.реализме и остающихся его поклонниками, роман, предполагаю, может и покоробить - в романе Елизарова доводится до издевательского гротеска незыблемый лозунг недавних лет: "я хочу, чтоб к штыку приравняли перо"...

  • 5/5

    Книга потрясла, удивила, восхитила. Без всяких преувеличений. Елизаров невероятно талантлив и самобытен, остроумен и смел. И очень близок мне по духу. Для меня это произведение - крик души, сюрреалистическая попытка собрать и защитить потерянные великие ценности (страну, идею), через их символы: обесцененные, разбросанные по забытым библиотекам, но тем не менее обладающие великой силой, за которую есть смысл драться насмерть. Да, сегодня все эти битвы кажутся неуместно жестокими, а библиотекари - ангажированными другими целями, но пусть насильно, пусть хитростью, пусть в жутковатом бункере, но великие ценности великой страны необходимо сохранить. Форма же, в которую облачены смыслы "Библиотекаря", вполне легка для чтения и красочна. Много трэша. Много светлой грусти. Яркие характеры, прописанные двумя-тремя мазками. Описания боев рисуют в голове сцены из компьютерных игр. Как бы вы не отнеслись к сюжету, эту книгу вы никогда не забудете!

  • 4/5

    Цитата: «Мы все в неоплатном долгу перед Родиной. Бесценны её дары. Каждому светят рубиново-красные кремлёвские звёзды, согревая лучами свободы, равенства и братства. Что ещё надо для счастья?!»
    Читал эту книгу и думал о том, что мифология, которую вдалбливали в народ все эти годы строительства коммунизма, ещё долго будет откликаться в литературе, в кино, в политике и обществе в целом... Ведь несмотря ни на что, именно в прошлом, в тех идеалах и тех устремлениях воплотилась некая наша "идеальная картина мира". И другой пока на примете нет. Поколение "рождённых в СССР" настальгировало... и на-настальгировало (как некий коллективный разум) вот эту фантасмагоричную книжку-триллер:
    Михаил Елизаров «Библиотекарь»
    Редакция Елены Шубиной, 2018. — 476 с.
    4/5
    Когда-то жил советский писатель Громов, книги которого давно канули в книжную Лету забвения. Писал он о достижениях советского человека-труженика, о подвигах советского человека на войне, производственные и жизненные романы о советской действительности — патриотические, яркие, сильные. И вот вдруг некоторые ничем не примечательные личности после прочтения той или иной книги Громова вдруг находят в себе сверхспособности.
    Со временем образуются эдакие секты-библиотеки с лидером во главе — "библиотекарем". Адепты читают книги Громова для укоренения в своей "вере" и способностях, собирают их всеми возможными и невозможными путями. И посвящают в тайну избранных!
    Цитата: «Книги по сути представляют собой сложные сигнально-знаковые структуры дистанционного воздействия с широким психосоматическим спектром. Их можно назвать препаратами или, ещё лучше, программами»
    Ранее в прочитанном романе «Pasternak» автор обыграл тему демонизации посредством определённых текстов и тему сектантства (любителям Пастернака не советую её читать!). Здесь же Елизаров развернулся не на шутку. Война между "библиотеками" и отдельными её членами за владение одной из семи книг приводит к кровавой резне. Две главные "библиотеки" распространяют своё влияние на все "читальни" (малые группы), судят отколовшихся и проштрафившихся, сталкивают и уничтожают эти группы. А история про престарелых бабушек во главе с Моховой — ваще агонь.
    Главную историю мы узнаём глазами молодого героя Алексея Вязинцева, который из Украины приезжает в 1999 году в Россию, чтобы получить в наследство квартиру своего неожиданно погибшего дяди. Раскрывается тайная жизнь дяди Максима, который из пьяницы превратился в главу одной из "читален". Алексей попадает в водоворот событий, только со временем осознавая и понимаю, а что вообще происходит и куда он попал.
    В книге много мочилова и рубилова, кровавых сцен, поэтому предупреждаю особо впечатлительных. Люди тут бьются за книги не на жизнь, а на смерть. Чтение священных книг как наркотик, поддерживающий те или иные стороны человеческих возможностей — Сила, Власть, Ярость, Терпение, Радость, Память и Смысл.
    История преданности, братства, дружбы и жертвенности идеалам раскрыта очень ярко и убедительно. Но я бы не сказал, что во всё это верится, здесь переплетен идеализм и воинственная вера в некий "Небесный Советский союз", который как "Царство небесное" у христиан распространилось в душах последователей-сектантов. Здесь некий советски-идеологический прекрасный романтический морок доведён до яркой фантасмагории.
    (И к слову, упоминается одна фраза в контексте современной Украины и её развития:
    «Союз знал, как сделать из Украины Родину. А вот Украина без Союза так и не смогла ею остаться»).
    Не скажу, что это "моя" книга, но она даёт пищу для размышлений об историческом пути России, вышедшей из СССР, о людях, которые так и остались "советскими людьми"...и, кстати, о современных тенденциях "советизации" России.
    Помечтать о прошлом иногда хочется, когда нет о чём помечтать сегодня.

  • 3/5

    К собственному удивлению обнаружил, что по прочтению роман целиком разочаровывает. Под конец вполне стройной, динамичной и в целом по-человечески доброй сказки автор не удосуживаясь хоть сколько нибудь правдободобными объяснениями сводит все повествование к идее о том что что бы ты ни делал, чего бы ни хотел, и к чему бы ни стремился рано или поздно неведомым образом Волею Великого Смысла тебя все равно упекут в какой-нибудь нужник чтоб ты без сна и жратвы творил там Великое Добро, о котором ни в деталях ни в общих чертах ни ты, ни твои тюремщики, ни даже автор тебя придумавший, не имеют ни малейшего представления.

  • 5/5

    Непросто написать пятнадцатую рецензию на книгу и не повториться. В предыдущих отзывах уже отмечены все основные моменты. Добавлю только два:
    1) Количество положительных и отрицательных отзывов примерно одинаковое - кому-то понравилось, кому-то нет. Понравится ли вам - не узнаете, пока не прочитаете сами. В качестве подсказки - если вам нравится Криминальное чтиво Тарантино, если вы готовы открыть для себя нового писателя, с необычным слогом и буйной фантазией, если вам интересна мысль, что среди обычных людей рядом с вами есть кто-то, кто живет "в другом измерении" (типа вампиров в Ночном дозоре Лукьяненко), если на все эти вопросы отвечаете "ДА" - берите смело, эта книга для вас. Ну, а на нет и отрицательных отзывов нет...
    2) Когда слушаешь эту книгу в аудиоверсии, забытые комсомольские песни Пахмутовой "Любовь, комсомол и весна" и "И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди" производят своей энергетикой неожиданное и сильное впечатление, похожее на эффект книг Громова. Каюсь, я после этого специально в YouTube полез эти песни еще раз послушать. И ведь как с книгами Громова получилось - то самое, давнее исполнение с Детским хором цепляет, а все новые (Silenzium, Ленинград и прочее - нет). А вы говорите - выдумка это...

  • 1/5

    Отвратно… Какая-то беспросветная чернуха… Автор застрял в начале 90-х с аналогичными черканиями на уровне табуретки… Очень жаль даже таких потраченных денег на такую галиматью…

  • 5/5

    Писатели часто обращаются к теме

  • 5/5

    Есть такие книги, после которых ты начинаешь жалеть, что стиратель памяти не существует.
    "Библиотекарь" Михаила Елизарова (лауреат "Русского Букера" в 2008г.) - стал для меня именно такой книгой.
    Неистово завидую всем людям, которые не читали этот роман. Обязательно прочитаю еще раз, но увы.. впечатления первого прочтения уже не испытаю.
    Не уверена, что книгу можно советовать всем без разбора. Роман очень специфический - литры крови, животная ярость, драки за Книги на топорах и вилах, треш, безумие и сумасшествие на почти 500-ста печатных страницах. Но идея, которая заложена в романе и стиль, каким написана книга - это просто ЧИСТЫЙ ВОСТОРГ!! (не зря дали "Букера")
    Сотрите мне память, ибо я хочу это перечитать и заново все пережить!!
    Спустя годы после смерти довольно посредственного советского писателя Дмитрия Громова, обнаружилось, что его книги несут в себе что-то большее, чем рассказы о производственных буднях советских граждан, всегда готовых к труду и обороне любимой Родины.
    Стоит лишь соблюсти некие условия прочтения и прочитанная Книга давала любому читателю определенные сверхсвойства: сила, ярость, терпение, власть, смысл и т.д. И вот уже читатели, подсаженные на Книгу, как на наркотик, сбиваются в кланы-библиотеки, готовые отдать жизнь за это сокровище. Или стереть с лица земли другую "библиотеку" за право обладать ее Книгой.
    Выживет ли кто-то в этой безумной, яростной войне и что откроет читателям
    полумифическая Книга Смысла?

  • 3/5

    Советую, прочитал на одном дыхание, напомнило сказания Терри Пратчетта ) только это русский лад) жду продолжения! Советую, ну и конечно книга на вкус и цвет )

  • 5/5

    Оригинальная авторская идея: труды третье-разрядного совет ского писателя-соцреалиста Громова заряжены мощью, много кратно превосход ящей "Фауст" Гете. Эта мощь наделяет прочитавших книгу сверхъестественными возможно стями.
    Как результат: случайно осознавшие свойства книг писателя Громова формируют клубы читателей - почитателей книг (Власти, Памя-ти, Силы, Ярости, Тер-пения), которые насмерть конкурируют за экземпляры чудодейственных книг, организовывают многотысяч ные побоища в стиле Куликовской битвы, однако за старательно-эпичными фразами, обрисовывающими события, четко слышится диавольский смех автора, который явно стебется над своим творением и его читателями. При этом роман написан весьма хорошим литературным языком, добро качественно и профессионально.
    Но смысл книги все же отнюдь не мясорубкпх ради временного получения заряда ярости, силы или воли. Существует Замысел, заложенный в свои книги писателем Громовым, который поражает мощью и глобальностью. Судьба главного героя: раскрыть и испол нить великий замысел.
    Роман строго для взрослых читателей. Как по возрасту, так и по мировоззрению.

  • 5/5

    Очередная книжка от букеровской премии. Ну что сказать... Что-то тарантиновское: страшно, смешно, местами трогательно, особенно когда герои вспоминают советский быт... И мораль такая в голове крутится: дети, ни за что на свете... не читайте книжки! А то будете потом с топорами бегать по российской глубинке

  • 5/5

    Очаровательный роман! Треш, конечно, но очаровательный. Я не любительница батальных сцен, но сцены с дерущимися насмерть книголюбами – это, по крайней мере, весело. Рекомендую всем любителям Пелевина и подобной литературы.

  • 3/5

    Книга неоднозначна: то ли фейк, то ли шедевр, чёрт его знает (если не сказать грубее). В основу завязки сюжета (в некотором роде заимствованной у Сервантеса) положены придуманные книги ("рыцарские романы"?) придуманного "советского писателя Громова". Начитавшиеся этих книг "герои" своеобразно "сходят с ума"
    дальнейшее действие "пляшет от этой печки". Автору не хватило смелости взять за основу реальные книги реального советского автора — а почему? Потому что — фейк, пшик, фейково-пшиковое сознание. Конечно, можно предположить, что "Библиотекарь" — это аллегория, или даже некое откровение (?!). Однако, времена уже не те. Откровений и аллегорий сегодня — "бурный поток". Поэтому нужно сесть, написать и издать все эти "книги писателя Громова", без соплей и прочих физиологических отправлений. Потому что без них — "пшик".
    В целом (повторюсь) — неоднозначно, как , впрочем, и всё в нашем мире. Пока (после прочтения) размышляю: выбросить ли эту книгу в мусорное ведро или оставить в книжном шкафу? Всё же, думаю, не нужно уподобляться тем персонажам Сервантеса, которые уничтожили библиотеку Рыцаря Печального Образа
    так и быть, оставлю в шкафу, может быть, Дульсинея прочтёт на досуге.

  • 5/5

    Очень своеобразная книга с интересным сюжетом, который, как хороший триллер, не отпускает до самого конца. Много насилия и крови, для чувствительных натур это будет минусом, но в целом в книге смотрится органично. Общая атмосфера книги - тоска по Идее, по сути тоска по советскому прошлому

  • 5/5

    Уже много позже после окончания чтения "Библиотекаря", в основном по рассказам, я понял, что у Елизарова цель текстов - эпатировать читателя и заставить ужасаться от нарушения приличий. Такой, своего рода, новый Сорокин времен "Пира" и "Сердец четырех". Но несмотря на все его "прегрешения" перед приличиями ему, наверняка, будет прощено благодаря "Библиотекарю". Как же человеку, условно живущему со мной на одной улице, мог прийти в голову ТАКОЙ!! сюжет? Почему Елизаров не пошел по пути обычных штампов, чтобы принести редактору очередной проходной роман, заказанный издательством? Люди! Обязательно почитайте "Библиотекаря"! Здесь - новый фантастический сюжет, которого еще не бывало! Здесь - великолепная проработка деталей, от которой получаешь удовольствие по всем нервным окончаниям! Здесь - настоящий нуар и триллер. Здесь - книги советского писателя Громова и "боевые бабки"! Вот, пишу сейчас отзыв, а сам думаю, а не перечитать ли "Библиотекаря" вновь, чтобы получить весь набор впечатлений вновь?

  • 5/5

    Читала книгу очень давно,но очень хорошо помню что зацепила. Во всяком случае нескучная. Не могу рекомендовать широкому кругу читателей. Скорее для искушённого читателя. Первая книгу Елизарова Когти прочитала дважды, настолько понравилась. Автор конечно склонен к чрезвычайности,но это и привлекает. Местами кроваво и мрачно. Местами патриотично. Читается легко.

  • 5/5

    Книга понравилась, читается захватывающе и сюжет необычный

  • 5/5

    Кроваво-красная, абсурдная на первый взгляд, из-за сочетания подъёмного крюка и надписи «Библиотекарь», обложка книги смотрела на меня куда бы я от неё не прятался. Я долго не мог решиться её взять, но в итоге подумал, что это было бы неуместной тавтологией. Я еле дождался пока на мой формуляр оформят другие издания, быстро расписался и вышел из библиотеки. Но обложка надолго отпечаталась у меня в памяти.
    Произведение действительно не об обычном библиотекаре. Позволю себе согласиться с мнениями многочисленных критиков и рецензентов, что оно о «человеке, не вписавшемся в капитализм», о великом Мифе, об утерянных идеалах. Возможно, что это единственное, в чём я с ними согласен.
    Сюжетные ходы, конечно, не блещут новаторством: ничего не подозревающий молодой человек становится наследником главаря подпольной организации, члены которой вводят его в новый мир, невидимый для обывателя, построенный на могуществе Книг советского писателя Громова. За недолгое время он успевает прикипеть к своим соклановцам, затем потерять их и наконец стать названным внуком одной из первооткрывательниц силы упомянутых выше Книг, попутно потеряв связь с близкими и став бессмертным.
    Сила, Ярость, Память, Терпение, Власть, Радость и Смысл — вот на каких струнах играли свои партии громовские Книги. Но всё, что они дают на самом деле не более чем фантом, рождённый сознанием их читателя — человека, ищущего ориентир в этом зыбком мире.
    «Беллетристический», как его принято называть, стиль Елизарова не даёт слабину, что также позволяет книге претендовать на принадлежность к лучшим образцам отечественной литературы.
    Надо отметить, что как и любое качественное художественное произведение, этот роман проходится по всем порокам общества. Позволю себе реминисценцию, то ли клином, то ли свиньёй. Тут тебе и «ползучая коррупция», и аферы вперемешку с жестокими расправами, и даже само закрытое общество читателей Книг, таинственность которого будоражит сознание. Обвинения автора в «чернухе», конечно, небеспочвены, и читателю приходится буквально продираться сквозь описания битв, но стоит лишь взглянуть на ленту новостей, как вы поймёте, что Елизаров нарочно утрировал объективную действительность, доведя её до такого уровня абсурда, который служил бы ещё и цели показать отчаяние людей, доведённых до крайности. Все эти герои, по большей части маргиналы, демонстрируют срез современной России, состоящей из людей с простой, но смелой душой, которым для полного счастья нужна только вера. Пусть даже если это вера в несостоявшееся будущее, в Советский «Небесный Союз» каким он мог бы быть.
    Резюмируя, хочется отметить, что Елизарову удалось создать такой роман, который также может влиять на читателя и в этом его заслуга. При всей пессимистичности стиля, сопряжённой с иронией, автору удаётся вселить доброе и светлое чувство ностальгии, а затем и надежды. Надежды на то, что в данный момент где-то в бункере ткёт над страною Покров бессмертный читатель.

  • 5/5

    Случайно вернулась к своему давнему отзыву на книгу и заодно с удовольствием прочла рецензии, написанные позднее моей. Извините за сарказм, не имею в виду никого конкретно, но меня уже не впервые умиляет пафос людей, предъявляющих миру свою трактовку СССР как исторического феномена, но не живших или почти не живших в СССР в силу возраста. Господа, никакие чужие свидетельства не делают свидетелями Вас. Любые ваши мнения будут лишь гипотезой, а не истиной. Знаете, у описания каждого события несколько стадий: пророчество о нем, фиксация самого события свидетелями и участниками событий (не путать), мемуары и, наконец, трактовка события людьми, не имевшими к нему никакого отношения. Господа, меньше страсти и больше трезвения. Хотя все попытки мыслить и осмысливать сами по себе неплохи. Особенно, если они добросовестны. Об объективности не говорю, она вообще вряд ли возможна:) Но это уже не совсем о Елизарове, дай Бог ему здоровья...

  • 5/5

    Мистическая история начинается с появления на прилавках книжных магазинов необычных книг писателя Громова. Книги, носящие, вроде бы, обычные и ни о чём не говорящие заглавия, на самом деле оказывали огромное психологическое влияние на читателей, правда, для этого человек должен был прочитать всю книгу целиком, не отрываясь на посторонние дела, и не пропуская неинтересные описания и отступления.
    Открыв тайну Книги, владелец из разных побуждений (чаще всего корыстных, например, хотел властвовать над другими) доверял её своим друзьям, знакомым или родственникам, подбирал читательский контингент. Так образовывалась читальня или библиотека.
    Читальни жили мирно, довольствуясь имеющимся, библиотеки стремились добыть как можно больше громовских книг и избавиться от конкурентов, а делали они это любыми, порой весьма жестокими и кровавыми способами.
    Неспокойная атмосфера, постоянное ожидание смерти, частые сражения, временный уход от реальности при прочтении Книг – такова жизнь библиотекарей и читателей в книге Михаила Елизарова.
    Если же абстрагироваться от фантастического содержания книги и переложить общую ситуацию, отбросив преувеличения, на реальную библиотечную жизнь, то тогда громовским библиотекам в какой-то мере можно даже позавидовать. Может быть, проблема конкуренции слишком утрирована, но уж очень явные параллели возникают в сознании при прочтении. Взаимопомощь и взаимовыручка – привычное дело для библиотекарей. Да и положительный эффект чтения более чем явен: приобщение к библиотекам спасло многих алкоголиков, отчаявшихся и преступников.
    Библиотекари, на смерть стоящие за каждый экземпляр своего фонда, за коллектив, за свои библиотеки / читальни. Читатели, верой и правдой служащие книгам, готовые потом и кровью отстаивать своего библиотекаря и библиотеку. А уж их умению привлечь читателей можно только поучиться!

  • 3/5

    Книгу купил опираясь на рекомендации и "русский букер". Когда начал читать, разочарование настигло практически сразу. Но я все успокаивал себя, что вот сейчас оно начнется, не зря же букер. Дочитал книгу только потому, чтобы потом не мучить себя вопросами. А вдруг оно там, в недочитанном. Сюжет просто трэш. Фантазия автора... даже не представляю на каких грибах он сидит. Только не подумайте, что это комплимент. Вообщем, не рекомендую и сожалею о потраченном времени.

  • 1/5

    Книга не понравилась. Пустая трата времени и денег.

  • 4/5

    Прекрасная книга!
    Русская готика, смесь Булгакова и Нибелунгов.
    Если прибыл с окраин - значит, уже сакрален..
    Даже трудно поставить что-то рядом (из нынешнего русского) - так сразу на ум приходят только Елтышевы (не по стилю - по уровню).

  • 4/5

    Треш и угар с кровавыми зарубами в стиле ролевиков (ну, вы знаете, доспехи и оружие из подручных средств) и депрессивной провинциальной обстановкой 90-хх. С выдумкой у автора полный порядок, про драки, доспехи и всякие прочие детали читать интересно. Понимание социальных процессов имеется, эволюция секты свидетелей Громова и отношения в ней убедительные. Предатели, безумные старухи, трусы и герои – всё как надо.
    Концовка закономерная и забавная, «верю» по-Станиславскому!
    Лично меня несколько утомляет избыток чернушности, в остальном отлично.

  • 5/5

    Поразительно сильная книга вышла у Мизаила Елизарова! Она не просто захватывающая и обладает глубоким смыслом, но еще трогательно-родная, полная эмоциями от которых щемит сердце и наворачиавются слезы. Удивительно, что роману дали Букера - он слишком хорош и правдив для разного рода премий..
    За невинным названием книги скрывается тоска по растерзанной и опороченной родине-идеалу, описанная в лучших традициях Илиады. Те, кто считает описанные автором сцены побоищ "трешем", пусть честно признаются, что не читали Гомера, или читали в пересказе, поскольку у великого грека этого "треша" и поболе будет.
    Сначала кажется, что книга повествует о сектах книжных наркоманов, ведь именно так и ведут себя "читатели": бросают семьи и становятся равнодушными к реальности и готовыми на все ради "дозы". Одержимые книгами Читальни и Библиотеки рвут друг друга на части в прямом и переносном смысле, ведут кровавую войну за книги и не менее кровавую охоту за ними. Все это они творят чтобы найти последнюю и самую главную Книгу Смысла, которая, как мечтается им, одарит прочитавшего бессмертием или властью, а то и вовсе сделает Богом! В середине романа возникает впрос: если книги Громова так важны, так сильны и имеют великий замысел, почему же они заставляют причастных к этому людей участвовать в мясорубке удивительно бессмысленной, почему нет идеи единства для общего блага? Но в этом-то и заложена алая аллегория развалившегося СССР - когда нет смысла, благородной ИДЕИ, люди просто рвут друг друга за блага, за обожествеление, за бессмертие, за власть, за удовольствия, за забвение... они увязают с головой в этой бессмысленной борьбе, потому что ощущают утрату чего-то важного, за что нужно бороться, потерю ориентиров. У нас нет такой долгой истории жизни ради себя и себе на благо как на западе, жертвенность и героизм еще живы в сердцах и требуют цели, а цель утрачена, втоптана в грязь сапогом беспрерывного стяжательства, беспощадной толерантности и мифической демократии. И как-то гаденько становится жить в новом мире опороченных ценностей, хочется вернуться в книги о благородных инженерах, стойких рабочих и чистых сердцем колхозниках, день и ночь работающих на благо народа и ради светлого будущего. Вот он, наркотик, изменяющий сознание, возрождающий из маразматического забытья. Книги как хранители смысла жизни, наделяющие смыслом бытие, защищают от разрухи и потерянности, возвращают то, что отняла жестокая реальность и дарят новых ласковых реальностей целый букет. Нет, Елизаров не идеализирует Союз, но и не приуменьшает размеров катастрофы мировоззрения, вызванной его развалом.
    И наконец Книга Смысла найдена! Что же она сделает с прочитавшим? Она обречет его на героизм, на воплощние детской мечты, которая была украдена вместе с прошлым и будущим. Неусыпаемая псалтырь - свод советских пасторалей, наследие СССР, которое не должно быть предано забвению, смысл, ради которого стоит жить и умирать и идти на подвиг, смысл, обретя который, человек больше не чувствует пустоты. Может показаться странным синтез православной символики Покрова Пресвятой Богородицы и сборника советских текстов, этот покров воплощающих. Но если вспомнить отношение Сталина к церкви и осмыслить и христианство и коммунизм как любовь к человеку, то все становится на свои места: Любвь к Человеку и труд на благо его, самоотречение, жертвенность и героизм - намало общих моментов, правда? Но не стоит исключать возможность того, чот автор глумится над религией - чего стоит обряд инициации в доме престарелых - а ведь именно эти "мамки" охраняют Чтеца, который создает невидимый щит над растерзанной отчизной, эти бабы по сути своей хранительныцы святого покрова. Кроме того есть ссылка на языческие корни Покрова, как праздника первого снега и любви. Куда деться от любви - она движет мир) И даже те ужасы, что товрят старухи с Вязинцевым "ради замысла", оборачиваются для него обретением счастья, полнотой смысла и вечным подвигом.

  • 5/5

    книга очень интересная, советую

  • 5/5

    Переиздали шедевр! Книга через края полна страсти. Удивительным для нашего печального времени образом автору удалось донести свою тоску по погибшему государству через чертовски занимательный и конспирологический по своей сути сюжет и бесконечную кровавую бойню. Мне кажется, что точно просчитанная магия этой книги в несомненно удачной попытке показать людей, совместно и осмысленно сражающихся и умирающих за какие-то идеалы. В стране, не имеющей моральных и идеологических ориентиров, это действительно выглядит дико. А с точки зрения либерального подхода к главенствующей роли частного над общим и преступно (при гитлеровском блицкриге из 100 французских солдат погиб один - эта та цена, которую страна Марсельезы и многих революций была готова заплатить за свободу). Согласен, что в самом широком смысле "Библиотекарь" - роман о жертвенности.
    При этом не следует забывать, что "читальня" может рассматриваться как секта, ориентированная на изменение сознания, а "мерзость" и "гадость" как философские категории присутствуют в достойном уважаемого автора масштабе. Книга не для слабонервных.

  • 4/5

    Поздравляю, ЭТО переиздали.
    У нашей издательской машины нашлась бумага и другие расходные материалы, в том числе, человеческий ресурс для книги М. Елизарова.
    К сожалению, мой опыт чтения книг современных российских авторов привел меня к неутешительному выводу: я больше не буду тратить время на такую продукцию. Пишутся они, как правило, людьми грамотными, изучившими механизмы привлечения читателей, но... В большинстве случаев они вторичны и очень холодны.
    На "Библиотекаря" в свое время польстилась, потому что являюсь книжным маньяком, а книга в каком-то смысле именно о них, мысленно пишущих слово «Книга» с большой буквы и признающих за ней некую миссию. Ну, и Букер тоже не хухры-мухры (хотя этот критерий часто дает осечку).
    Плюсы книги: необычный сюжет, изобретательность автора, напряжение, свойственное детективу (а это несомненно своего рода детектив), посему книга читается взахлеб. Наличествует любопытная идея, лежащая в основе сюжета (то есть, книга не пустая, она запоминается).
    Но минусы все же взяли верх. Во-первых, когда сделан мощный замах, необходимо столь же (а лучше еще энергичнее) мощное завершение. На это современных творцов, как правило, не хватает. Им важно привлечь читателя, а как он будет себя чувствовать, закрыв книгу, ощутит ли себя разочарованным, обманутым - это уже неважно. Дело сделано, он прочел!
    Елизаров, на мой взгляд, с концовкой тоже не справился, она неубедительна, идея книги размылась, захирела и не сработала. Второй и главный минус - на мой взгляд, книга бесчеловечная, просто людоедская. Более всего автору удаются сцены беспощадных, отнюдь не "до первой крови", битв сектантов-библиостяжателей. Потрясают жуткие и омерзительные (Гойя со своими "Капричос" отдыхает) картины событий в доме престарелых, в среде немощных физически и умственно старух (старыми женщинами их, превращающихся волею автора в злобных фурий, язык назвать не поворачивается). Они вдруг открывают секрет вечной жизни и, находясь уже совсем рядышком с последней чертой, естественно, бьются за обладание магическим предметом насмерть…
    Автор рисует эти сцены с настоящим мастерством и даже каким-то сладострастием, их будто видишь воочию. Богатство языка Елизарова, изощренность выдумки, разнообразие деталей смертоубийственных сражений (а таковых в книге предостаточно) делает сцены насилия кинематографически яркими, впечатляющими и... самодостаточными. В какой-то момент у меня возникла мысль, что книга написана исключительно ради них. Может быть, автор таким образом изгоняет каких-то собственных демонов? Но вряд ли. Скорее всего, это написано с холодной головой: если бы все эти бесы автора мучили, то он давно бы уже был разодран ими в клочья, а не творил бы свою псевдоинтеллектуальную страшилку.
    Человечность и добро - главный дефицит в нашего общества и нашего времени. Варварства и жестокости в современном мире хоть отбавляй. Эта книга - еще одна капелька на чашу зла. Да, малюсенькая капля. Но стоило ли эксплуатировать несомненно имеющиеся у автора способности ради сомнительной, мягко говоря, цели. То бишь, ради чего был вся эта работа мозга, мышц и седалищного нерва? Очередной вариант иллюстрации к несостоятельному лозунгу «Добро должно быть с кулаками»? Так несостоятельность этой сентенции давно и многократно проиллюстрирована. Идея, что даже самое высокое (книга) может превратиться в самое низкое? Тоже не вопрос, такое бывало в истории не раз, бумага все выдерживает. Только ради дензнаков? Не могу поверить. Я все-таки лучшего мнения о людях.
    Уважаемые коллеги-читатели, я уже попалась, не стоит повторять мой путь. К тому же я купила книгу в букинистическом "за три копейки", хоть материального ущерба не понесла. Но моральный был не хил!
    Кроме меня, вас предупреждают и издатели: вид окровавленного топора на обложке предупреждает не хуже Минздрава.
    Ну, а хотите побыть маньяками-садистами понарошку, несете в себе тлеющие угольки зла, которые хочется раздуть, хотите поиграть со своими (у каждого немножко есть) звериными инстинктами? Книга эту возможность предоставляет.
    Допускаю, что для кого-то мой отзыв может послужить рекламой.
    Ну что ж, это ваш выбор. Мое дело – предупредить :)

  • 5/5

    БиблиотекарьНескучно, читается легко, хотя батальные сцены можно было бы описывать с меньшим реализмом, на мой взгляд. Наверное, нужно знать какую-то личную историю из жизни автора, потому что иначе непонятно, что же это все-таки описано и что он хотел этой книгой сказать. То ли он тонко восхищается той эпохой, то ли тонко издевается над ней – а скорее, складывается чувство, что он и сам этого не знает. Что-то написал – вроде, текст неплохой, хотя и несколько коряв местами, но идея осталась смутной. Для меня, по крайней мере.

  • 4/5

    Вот хочешь-не хочешь, но когда произведению дают какую-нибудь книжную премию, желание прочитать возникает в виде условного рефлекса. Ну как же, умные люди сидели, читали, выбирали, спорили... хотя про "спорили" с каждым разом возникают большие вопросы. Не могу судить про тот же английский "Букер", потому как из последнего практически ничего не читал, но там в любом случае встречаются такие шедевры, как, например, "Жизнь Пи" или "Остаток дня". У нас же, если взять тот же "Русский Букер" ощущение, что либо откровенная конъюктура, либо "потому что надо дать". Проглядывая список номинатов за новый век обнаруживаю, что читал шесть произведений из девяти, и из этих шести что-то, по-хорошему, дернуло в мозгах и сердце разве "Белое на черном" Гальего. Остальное - либо интересно, но ни о чем, либо занудно до невозможности перейти на 31-ую страницу. В том же шорт-листе попадаются действительно, пусть и на мой взгляд, сильные книги, но это уже другой разговор.
    "Библиотекаря" читать было легко, интересно с точки зрения ненапряга мозгов, но постоянно возникал в голове вопрос: "За что?". За что дали "не фантастическую" премию боевой фантастике в мире альтернативного фэнтези? Сплошные подробные махачи за "кольца всевластья" в историческом развитии. Предыстория конфликта - подготовка - конфликт с подробными боевыми действиями - зализывание ран - новый конфликт на горизонте. Абсолютно стандартная схема для любой, качественно написанной, боевой фантастики. Но тут, вдруг, появляется Смысл! И сразу становится понятным - "за что?". Родина опять в кольце врагов, дедушка Святогор устал ходить по долинам и по взгорьям, и теперь его нужно посадить интеллектуально поддерживать "магический защитный купол". Бред-не бред, но Смысл данного пассажа применительно к главному герою более-менее понятен, но это в смысле Смысла героя, а вот Смысла в смысле книги...
    В чем смысл книги??? Ну хорошо, допустим, вся эта внутренняя война ведется обитателями, пусть и не осознанно, но ради этого Смысла, или даже можно прикинуть почти по Стругацким, что сама сущность природы/родины/россии (нужное подчеркнуть) является этим Смыслом и использует всё доступное мясо для своей защиты. Допустим. Логики, только, в этом контексте все равно нет никакой. Не за чем придумывать "сверхразуму" дополнительные феньки, чтобы защитить себя, даже если ему скучно. Посмотрим с другой стороны. Одна из ключевых фраз, как мне показалось, прозвучала в конце книги, что: "Союз знал, как сделать из Украины Родину. А вот Украина без Союза так и не смогла ею остаться". Бог с ним - допустим. Но к чему тогда были нужны все предыдущие действия? Зачем подводить всю эту псевдофилосовскую базу под читающего старца? Какую "Родину" он собирается сохранять - двухсот с лишним страничное мочилово периодически в особо изощренной форме? Да, еще моховские старушки... Тема поиска ими Смысла не раскрыта вообще. Зачем он Горн до рассказа Вяземцева еще понять можно - неизвестность, и как следствие, любопытство, но после-то зачем? Ну не нужен им вообще никакой смысл, достаточно развлечений со стульчиками под гармошку. И вдруг, на тебе - работай.
    В общем, придумать смыслов данной книги для себя я могу много, только вот если без всяких придумок - че-та не понял я, что Елизаров тут имел ввиду. Может и к лучшему.

  • 4/5

    Книжные войныС первой страницы Елизаров разворачивает мысль, которая посещала всякого, кто проходил между стеллажами районных библиотек или вычищал антресоли в старых квартирах. Многие помнят и книжные магазины советских времен: все полки забиты литературой, но нет ничего, что может заинтересовать. Десятки тысяч членов Союза писателей, стотысячные тиражи – какой был у этого смысл? А такой, отвечает автор, что среди сонма пишущих хлам оказался один, сподобившийся стать ретранслятором Откровения. В текст убогих производственных романов снизошел код, действующий прямиком на душу. Разные коды: радости, терпения, ярости, силы... Никакой мистики, чисто научная фантастика.
    Если бы перед этим мы не прочли шестидесятистраничное введение, история вечного студента Алексея Вязинцева показалась бы безумным конспирологическим триллером. Но, зная уже подоплеку, мы забываем про фантастичность сюжета и видим напряженную драму. Переживание, поднимающееся временами до чистого восторга, построено вот на чем. Почти во всяком человеке скрывается воин. В обывателе он спит, и чтобы разбудить его, нужен очень сильный стимул. Но когда внутренний боец выйдет наружу, он будет способен сделать больше, чем профессиональный наемник. Читатели духоподъемных Книг Громова – это люди, которым не на что опереться: пожилые одинокие пролетарии, безработные инженеры и лаборантки, полунищие, потерянные в жизни люди. Книги дают им переживания, несопоставимые с тусклой обыденностью, это безвредный наркотик, не уводящий из реальности, – не дурман, а духовная ценность, пробуждающая идеальные состояния души и тела. Этой ценностью нельзя пользоваться одному, поэтому читатели находят своих, они больше не одиноки. И эту обретенную ценность и общность приходится защищать в реальных боях, убивать и умирать за нее.

  • 5/5

    Читайте, други! Эта книга для всех, кто любит добротный экшн и тех, кого всегда грела мысль о вселенском заговоре.
    Хорошее описание боев (даже, пожалуй, слишком хорошее), отличные пейзажи и лирика, а также описание персонажей. Как автору удается сочетать все это в одной книге – загадка, видимо это и называется – профессионализм.
    В общем очень качественно написанный мейнстрим на пару вечеров, лучше любого фильма.

  • 5/5

    БиблиотекарьМихаил Елизаров — типичный представитель когорты авторов, пестуемых издательством "Ад Маргинем". То есть он чуть-чуть скандален, чуть-чуть циничен, хорошо владеет пером. Немножко усердия — и можно попробовать дотянуться до Сорокина, но Елизаров по-хорошему брезглив в описаниях, к тому же если автор "Голубого сала" апеллирует к самым разнообразным жанрам, то автор "Ногтей" предпочитает стилистику социально-фантастического ужастика. В "Библиотекаре" можно найти следы пародии на "Лед" и издевку над массовыми движениями, от "толкинутых" и поклонников фантастики до убежденных партийцев любых мастей.Поклонники не Громова, а самого Елизарова уже поспешили назвать его книгу летописью последних двадцати лет нашей жизни. И правда, герои, как главный, так и второстепенные, несмотря на всеобщее помешательство, хорошо встроены в действительность. Смущает только итог, вытекающий из книги. Елизаров хочет сказать, что главная опасность для современного человечества — это именно чтение? Автору рубрики "Книги" с этим согласиться трудно. Остается читать "Библиотекаря" как пародийный триллер. Под таким соусом он идет отлично.Прочитать полностью >>



Где купить (1)

Цена от 335 р. до 335 р. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
335 р.
419 р. -20% Электронная книга Кэшбэк до 14%

01.07.2024
Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года
Промокоды на скидку
Яндекс.Маркет
5/5
Промокоды на скидку
Avito доставка позволит получить любой товар, не выходя из дома

История цены

МагазинПоследняя известная ценаОбновлено
Лабиринт
716 р.
16.03.2022
Буквоед
725 р.
18.11.2022
book24
595 р.
19.01.2023

Описание

Михаил Елизаров - прозаик, музыкант, автор романов "Pasternak" и "Мультики" (шорт-лист премии "Нацбест"), сборников рассказов "Ногти", "Мы вышли покурить на 17 лет…" и др.

"Библиотекарь" - роман, удостоенный премии "Русский Букер" и породивший скандалы и дискуссии в обществе; роман о священных текстах - но без "книжной пыли" Борхеса и Эко: книги здесь используются по прямому архетипическому назначению - оправленные в металл, они сокрушают слабенькие черепные коробки, ломают судьбы, зовут на костер и вторгаются в ткань мироздания.

…скучнейшие производственные романы всеми забытого советского писателя Громова спустя годы после его смерти обнаруживают в себе магические свойства: каждый способен наделить читателя сверхъестественными способностями. Важен не только текст, но и типографская краска и бумага; за раритетами охотятся несколько сект библиофилов, за право читать Книгу приходится сражаться с топором в руке…

"Елизаров и Сорокин работают на одном и том же материале, но Сорокин сознательно травестирует и пародирует этот материал (в духе соц-арта), тогда как Елизаров воспринимает его на полном серьёзе".

Виктор Топоров

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ИздательРедакция Елены Шубиной
Год издания2016
ПереплетТвердый (7БЦ)
СерияНовая русская классика
Возрастные ограничения18
Кол-во страниц480
РазделСовременная русская проза
ISBN978-5-17-099910-1
Возрастное ограничение18+
Количество страниц476
БумагаОфсетная
Формат206.00mm x 132.00mm x 26.00mm
Вес0.44кг
Страниц477
Переплёттвердый
Размеры13,00 см × 20,00 см × 2,50 см
ТематикаСовременная отечественная проза
Тираж6000


Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: Современная отечественная проза - издательство "АСТ, Редакция Елены Шубиной"

Категория 268 р. - 402 р.

Книги: Современная отечественная проза

Категория 268 р. - 402 р.

закладки (0) сравнение (0)

9 ms