Отзывы на книгу: Летоисчисление от Иоанна (Иванов Алексей Викторович); Редакция Елены Шубиной, 2016
731 р.
- Издатель: Редакция Елены Шубиной
- ISBN: 978-5-17-099929-3
- Книги: Историческая проза
- ID:1969704
Отзывы (26)
- Пампура Василий — 26 Декабря 2022
Попробовать, как Алексей Иванов пишет на условно историческую тематику, я решил с его небольшого текста - "Летоисчисление от Иоанна". Собственно, там всё несколько запутанно: эту книгу Иванов написал, основываясь на сценарии к известному фильму Лунгина "Царь", причём итоговый вариант сценария был в свою очередь создан уже под влиянием романа и с его учётом.
Короче, как бы то ни было, в центре здесь - образ Иоанна Грозного, сложный, противоречивый, неоднозначный, пугающий, но и величественный. Надо сказать, что в фильме он был более глубоким, как мне кажется, а здесь это прежде всего безумец, человек с поломанной психикой, упор делается именно на это. Про связь с реальной историей вообще лучше не будем, всё же надо понимать разницу между художественным текстом с его целями, идеями и исторической работой, это совершенно разные вещи.
Впрочем, с поставленной перед собой задачей Иванов справился отлично. То, что он хотел показать, он представляет читателю в виде несложного, но гипнотического, обладающего своим особенным ритмом, созерцательного потока образов и сцен. Оторваться очень сложно, каждая деталь, каждый штрих - часть картины. Картины живой, осязаемой и, скажем честно, страшной. Всё время мы остаёмся в напряжении, и, хоть понимаем, чем всё закончится, какой была история отношений Ивана Грозного и митрополита Филиппа, как действовала опричнина и что происходило тогда на Руси, но... очень сильно, очень. Роман буквально пронизан ощущением переломного времени, апокалиптическими мотивами, ожиданием конца, который станет и началом... чего?.. Вокруг смерть, но смерти и не существует. Что есть реальность Руси? Воспаленные фантазии в сознании больного монарха или смиренная молитва в душе митрополита? Да, собственно, и то и другое.
Хорошая, в общем, книжка, трогающая. Однозначно, стоящая. - Анонимно — 27 Июня 2022
Как почти всегда у А. Иванова - основательная, даже монументальная литература, но в этот раз книга вышла какая-то уж слишком тяжелая и беспросветная. Даже тяжелее и беспросветнее, чем "Сердце Пармы". Понятно, что исторический контекст диктует, но всё-таки второй раз перечитывать не стал бы.
- Анастасия Загородских — 15 Апреля 2022
Почему такое название? Все просто. Как считает сам Иоанн или Иван Грозный, его правление пришлось на Страшный Суд, который скоро должен наступить. И он, как владыка, и как он сам считает, Иисус, способен вершить судьбами людей, именно решать, как ему распорядиться жизнью каждого поданного. Иоанн должен закончить «грязное дело», и только потом мир сможет преобразоваться.
В этой книге царь предстаёт фанатиком религиозного учения. Свой дворец называет «спасённым градом Иерусалимом», а себя сыном Богородицы - Иисусом Христом.
Как верно подмечено в книге от лица Филиппа, кажется, что Иван прячется от реальной жизни в каких-то детских играх и забавах. Ему нравится общаться с маленькой Машей и считать себя ее братом. Взрослый царь сам «придумал дивную и дикую повесть о Конце Света». С самого рождения его жизнь была не мёдом, ни каждый пережил столько, сколько он. Заговоры бояр, жуткий пожар, смерть любимой жены, помутнение чистого разума — все про него. Иоанн решил, что может быть одновременно и царем, и богом. Он один способен вершить судьбы людей, а митрополит нужен всего лишь фиктивно.
Почему он казнит людей? И применяет такие жестокие меры? Со одной стороны, может показаться, что ради веселья, вспомним, он же ребёнок. С другой же, в книге есть такая реплика: составная мука суть образ жизни до рождения и после смерти, ибо душа в воде крещения, а перед входом в загробный мир течёт река огня, которую лишь чистые души могут перейти.
Я понимаю убийство, изощренным методом, как необходимый этап в перерождении души, некий ритуал, который проверяет человека на стойкость, если он силён духом, то сможет пройти через все сложности на пути, и опять переродиться во что-то более совершенное.
Книга сама по себе получилась противоречивой, после прочтения осталось много вопросов. Но здорово, что эти вопросы появились, потому что можно всегда самому на них попытаться ответить. - Старуха — 21 Июня 2021
Книга, конечно, страшная. Да и чего ждать от Ивана Грозного? Опричники, Малюта Скуратов, блаженные, оглашенные... казни, пытки... Жутко, но как реалистично! Книга очень кинематографична: читаешь, будто фильм смотришь кадр за кадром, даже все "киношные" превращения видишь. Если не боитесь увидеть реальность, читайте. Это не забудется.
- Анонимно — 18 Августа 2020
книга понравилась, всем рекомендую прочесть- прослушать. потрясла жестокость того времени. нисколько не жалею ни денег ни времени. чтец отличный.
- Игорь Ерин — 13 Марта 2020
Этот роман считается не самым сильным у Алексея Иванова, едва ли не проходным. Бытует мнение, что этот роман, написанный спешно вдогонку знаменитого фильма - чисто коммерческое мероприятие с целью "добрать кассу", пока впечатление от фильма ярко и не изжито. Ну, не знаю. По мне Лунгин в "Царе" и Иванов в "Летоисчислении..." акцентируют на на разных вещах. "Царь" Лунгина, как сегодня говорится, "строит вертикаль", подавляя своим самодурством самою мысль о возможности вольномыслия подданных. Типа "цель оправдывает средства". Мысль спорная, но подразумевая спор, предполагается и возможность хотя бы частичного оправдания. У Иванова в Царя вселился бес. Главное отличие православия (и вместе с тем - русской ментальности) от католической парадигмы заключается в том, что Папа - наместник Бога, типа рука и мысль Божья; а Патриарх и тем паче Царь - такие же рабы божьи, как все люди. Но грешны пред Богом они более, чем люди; ибо гордыня власти - самый страшный вид бесовщины. Поэтому у католиков инквизиция могла называться святой. В русской же ментальности - палач-помазанник ли на троне ли, кат ли с кнутом и дыбой в застенке - равно душегубцы; причем снисхождения может заслуживать только второй, ибо - относительно - подневолен. Искать смягчающие вину обстоятельства для беса - хулить Бога. Я солидарен с книгой, не фильмом; она ближе моей русской душе.
- Анонимно — 21 Февраля 2020
Читая роман Алексея Иванова оживает история той эпохи, история и судьбы людей живших в то время.. Благодаря романам Алексея Иванова больше стал читать книг по истории России. Спасибо автору и жду его новых шедевров.
- Степанов Борис — 25 Января 2020
Роман неплохой. Прочитал за день.
Но ужас, который написан в книге перечитывать, и вспоминать не хочется.
И как выставил автор Ивана Грозного смущает. - Василий Пыжов — 26 Декабря 2019
Тем, кто смотрел замечательный фильм Павла Лунгина «Царь», сюжет «Летоисчисления от Ионна» покажется до боли знакомым. Оно и неудивительно- Алексей Викторович Иванов и не скрывает, что в основу фильма легла первоначальная версия сценария фильма, автором которого был он собственной персоной. Всем известно о творческих разногласиях между Лунгиным и Ивановым, возникших в результате несхожести взглядов на ключевую фигуру митрополита Филиппа. Поэтому Иванов и принял решение представить в романе своего Филиппа, мужиковатого, истинно народного митрополита, а не человека «эпохи возрождения», каким его увидел Лунгин. Что касается романа, то он действительно получился очень мрачным и кровавым (от описания сцен пыток на дыбе или «казней египетских», устраиваемых Иваном Грозным своим недругам, мороз пробегает по коже.... Но что поделать- эпоха такая. ), но при всем этом читается легко благодаря великолепному ивановскому слогу.
- Анонимно — 1 Декабря 2019
Рекомендую прочесть. Тяжелая тема. Интересная. Ощущение у меня от книги: наброски для серьезного романа. Согласна с предыдущими замечаниями. Автор прекрасно владеет словом, с удовольствием читаю его книги. Но тут у меня ощущение, словно написано широкими мазками, и далее последует тщательная прорисовка. Чтец-великолепен!
- Анонимно — 10 Октября 2019
Алексей Иванов один из лучших отечественных писателей 21 века, очень сильное произведение с глубоким смыслом, читал все его произведения от Общаги до Тобола , желаю мастеру Новый высот!!!
- pawdenisenko — 23 Сентября 2019
Завораживающая мысль историка, облачённая во многие шубы образов драматурга.
Смотрелось хуже чем читалось – и плюс и минус слога Иванова, который пока ещё ни разу не смотрелся лучше текста, хоть картинки в голове и прекрасны!
Думал, что после «Тобола» будем блекло, но ошибся.. и рад!) - Анонимно — 16 Сентября 2019
Неприятные ощущения после прочтения. Книга тяжёлая и не моя. В той же "Сердце Пармы" тоже много сцен насилия, однако восприятия совсем другое. Неоправданная, неистовая жестокость царя-тирана вызывает приступ отчаяния и ужаса. "Ну, как же так?!!"
Отмечу, что изначально Ивановым был написан сценарий для фильма "Царь" Но после изменений, внесённых режиссёром Павлом Лунгиным, писатель отказался от авторства. Позднее Иванов переработал сценарий и превратил его в художественное произведение.
Как обычно это бывает, книга немного шире кинокартины - герои не такие плоские, сюжет более прорисованный. Фильм же необычайно живописен (костюмы, архитектура). Потрясающая игра Петра Мамонова выводит образ Ионна на новый, отличный от Иванова уровень. В фильме чётко прослеживается идея оправдать тирана, списав его грехи на душевные расстройства.
Диалоги, кстати, тут намного проще, что значительно упрощает восприятие. Между книгой и кино выбираю фильм. - Анонимно — 19 Августа 2019
Романы Алексея Иванова открыла для себя не так давно и очень рада, что это случилось. Богатая тема Ивана Грозного использовалась многими писателями. Но на мой взгляд А.Иванов подошел к ней немного иначе, он не только предпринял попытку психолого-исторического моделирования личности, но и облекся в одежды персонажа, на грани того, чтобы стать им. Это производит сильное впечатление. Понятно желание автора объять необъятное, и он где-то приближается к цели, хотя ее достижение и невозможно. Очень насыщенный роман, прекрасный слог, движения сюжета естественны, мифологические струи в его течении не вызывают протеста и добавляют глубины и смысла. Но психологически - это чтение для взрослого человека. На такие вещи, как качество печати, даже не обратила внимания. В целом очень рекомендую.
- Анонимно — 23 Июля 2019
Как всегда, очень глубокое погружение в материал. Причём не только понимаешь, что автор глубоко копал, когда писал, но и сам уходишь с головой в ту эпоху.Исполнение тоже великолепное
- Анонимно — 14 Июня 2019
Это четвертый роман Иванова, который я пролушала за весьма короткий срок. И удивительное дело! Сюжеты, герои, прблемы так разнообразны и свежи, что не только не наступает насыщения, но хочется найти новый роман и с головой погрузиться в особый мир Алексея Иванова. Он сумел найти свой прием соединения реальности и фантазии. М-реальность -его стихия! Но в этой книге дополнительный колорит вносит История. Не надо обольщаться, никакого отношения к реальной истории государства российского эта повесть не имеет. И в этом ее сила и прелесть. Попытка понять природу русского деспотизма имеет шанс на успех только в том случае. если это будет притча,сказка,песня. Серьезное научное исследование ничего не объяснит. Жаль только что польстил Иванов русскому народу, оставил царя Ивана с вопросом «Где народ мой?» Ясно где… Развлекается в «пытошном городке»
- Анонимно — 18 Апреля 2019
Да, так я и ожидал и как писали другие читатели – слабый сценарий, совсем нет глубины характеров, все персонажи плоские, на один манер, автор концентрируется на визуальные компоненты, диалогов можно было бы и побольше. Совсем не Юрий Герман – мастер раскрытия персонажей через диалоги. Здесь не получилось, нет идеологической канвы произведения. Видно, что сценарий дополнен после выхода фильма, как и писалось в аннотации. Тема же интересная. Эх, даже небольшая акунинская повесть была круче этого романа. Литвинов справился с задачей на отлично!
- Анонимно — 7 Апреля 2019
Содержание книги и прочтение книги могу оценить на как высоко профессиональную работу. Захватывающие произведения, которое помогает понять историю, а значит корни и характер русского народа.
- Анонимно — 2 Апреля 2019
Многое сказано, о многом мы знаем. История, благодаря романам Иванова, оживает перед нашими глазами. Погружение было полным, но уже хочется продолжения. Понравилась и работа чтеца.
- Andrey Petrov — 28 Сентября 2018
Книга очень небольшая и включает только период разгула опричнины. очень созвучна с сюжетом фидьма Царь. Иван 4 предстает в образе Нерона, который допытывается, как далеко готовы зайти его слуги, угождая царской воле. Здесь он безапелляционно сатана Филипп мужиковатый монах, приехавший из глубинки в самую гущу разврата, где не может узнать прежнего своего знакомца по юности, Ванюшку. Книга получилась черной, практически беспросветной за исключением линии чудес веры и героической стойкости воевод. У меня сложилось впечатление, что это лишь небольшая повесть из большого романа об Иване Грозном. Рекомендую читать только тем, кому нравится творчество Иванова, но знакомиться с ней после прочтения Тобола и Пармы
- Анонимно — 17 Сентября 2018
Лично для меня очевидно, что книга не может претендовать на историчность. Вряд ли всё настолько однозначно, как показано в фильме П. Лунгина и основанном на нём романе А. Иванова. Мнения в оценке личности Ивана IV и опричнины существенно расходятся, взять хотя бы прекрасный фильм Сергея Эйзенштейна 1945-1958 года выпуска или современные работы Андрея Фурсова, в которых обосновывается, что введение опричнины было объективно продиктовано необходимостью укрепления царской власти и сохранения государственного единства. В силу того, что книга детерминирована фильмом, роман производит несколько тягостное впечатление, ибо сюжет предсказуем - хотя определённые отличия книги от фильма всё-таки налицо (наиболее яркое авторское дополнение А. Иванова - пир Ивана IV с участием колдунов и чернокнижников). Вместе с тем, ставлю положительный отзыв о книге, поскольку, надо отдать должное автору, свою писательскую работу он выполнил на очень высоком уровне.
- Кристина Андреевна Гошта — 18 Сентября 2017
Книга понравилась, люблю романы-мистерии, правда Иван Грозный здесь представлен таким, каким его, к сожалению, принято считать... безумным. От этого читать было как то грустно и обидно. Сюжетная линия митрополита Филиппа интересней, даже показалось, что книга больше о нём, чем о царе... Ну и об опричнине, конечно.
- Евгений — 18 Сентября 2017
Хороший короткий роман о том, к чему приводит безумие ответственных лиц. А ещё мне показалось, что здесь есть своеобразная перекличка с тезисом Булгакова про трусость как самый страшный из грехов.
Чудесное время. Опричнина, поехавший царь, безумный век. И после этого люди ещё называют время после Ивана IV смутным. - o-xana — 3 Июля 2017
Отличная книга, слушала ее на одном дыхании.
Страшная, тяжелая с описанием зверст, которое творилось над христианами бесноватым безумцем! - Филоненко Надежда — 5 Февраля 2017
Осталось впечатление, что роман так и остался сценарием, но фильм "Царь" посмотреть захотелось.
- Джуффин — 12 Сентября 2014
Этой книге досталась трудная задача состязаться с хорошим, выразительным и ярким фильмом.
Только у кино короткая жизнь. Разве что римейки для молодёжи продлевают её, несмотря на то, что они, как правило, хуже.
Книга же будет жить долго, и, открыв её через двадцать лет, мы увидим всё того же Филлипа, и того же Ивана, и переживём те же беды, и даже ощутим их одинаково со своим ребёнком или внуком. Но,надеюсь, что мы всё так же будем радоваться чудесам, и скорбеть от того, что они не повторяются там тогда, когда бы нам более всего хотелось.
Главное в этом произведении для меня, что наряду с законной гордостью и восхищением прекрасными характерами, давшими настоящую силу истории нашего Отечества, остаётся место стыду и сопереживанию от прошедших, но неизбытых и по сей день, проявлений безбожия, несправедливости, жестокости и срама.
"Летоисчисление от Иоанна" достойно быть прочитанным и поставленным на полку до того момента, когда снова потребуется открыть его и перечесть, что обязательно наступит при новом извиве течения истории, моды, тренда, а лучше, если от нового знания и нашей опытности.
Добавить отзыв
Где купить (4)
Цена от 731 р. до 731 р. в 4 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Буквоед | 731 р. | 18.04.2024 |
Лабиринт | 951 р. | 27.05.2023 |
ЛитРес | 329 р. | 22.06.2021 |
Описание
«Надо объяснить, чтобы читатель не путался: сначала был авторский сценарий для фильма о конфликте Ивана Грозного и митрополита Филиппа, потом он превратился в режиссёрский сценарий Павла Семёновича Лунгина, потом был фильм “Царь, который представлял Россию на фестивале в Каннах. А потом появился роман “Летоисчисление от Иоанна, написанный по авторскому сценарию. И роман во многом расходится с фильмом. Это не историческое повествование, хотя почти все его герои — реальные исторические личности, а в основу положена эсхатологическая концепция опричнины, разработанная доктором исторических наук Андреем Львовичем Юргановым. Это роман-мистерия. В нём над Кремлём появляются Всадники Апокалипсиса, а царица превращается в библейскую Саранчу, в нём Иисус хоронит русских ратников, порубленных под Полоцком, а Грозный пирует с чернокнижниками, колдунами и мертвецами. Роман — не хроника зверств «кромешников», а притча о проклятии русской власти. Иван Грозный ждёт Конца Света. В гордыне самовластья он воображает себя спасителем своего народа, Христом Второго пришествия. И учреждает опричнину — орден защиты веры. Если народ поверит в царя как в бога, царь станет чудотворцем. Мановением руки он повергнет всех врагов в прах и покроет землю тучными нивами. Нужно только заставить народ поверить в царя. Заставить силой – террором опричнины. Но соловецкий игумен Филипп, человек простой и ясный, не может служить царю как богу. И вот тогда очи вперяются в очи, и против замаха топора поднимается крест». Алексей Иванов.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Иванов Алексей Викторович |
Серия | новый алексей иванов |
Раздел | Историческая проза |
Издатель | Редакция Елены Шубиной |
ISBN | 978-5-17-099929-3 |
Возрастное ограничение | 18+ |
Год издания | 2016 |
Количество страниц | 219 |
Переплет | 206.00mm x 132.00mm x 14.00mm |
Бумага | Офсетная |
Формат | 206.00mm x 132.00mm x 14.00mm |
Вес | 0.304 |
Жанр | современная отечественная проза |
Издательство | АСТ |
Тип обложки | твердая |
Автор | Иванов Алексей Викторович |
Страниц | 219 |
Переплёт | твердый |
Размеры | 13,00 см × 20,00 см × 1,50 см |
Тематика | Современная отечественная проза |
Тираж | 5500 |
Возрастные ограничения | 18 |
Кол-во страниц | 224 |
Книги: Современная отечественная проза - издательство "Редакция Елены Шубиной"
Категория 584 р. - 877 р.
Книги: Современная отечественная проза
Категория 584 р. - 877 р.